Про казаков, на борьбу заряженных

Про казаков, на борьбу заряженных

Очередной «казачий» скандал — кому в Казахстане жить любо?

На прошлой неделе его пришлось комментировать даже вице-спикеру мажилиса Божко, который «по совместительству» возглавляет Союз русских, славянский и казачьих организаций Казахстана и имеет погоны генерал-лейтенанта КНБ. А вспомнили мы о казаках как раз в рамках наших публикаций о внутренних протестах, но в данном контексте они в большей мере имели сепаратистские нотки.

Необходимо сразу отметить, что казаки казакам рознь. И это они сами знают, вследствие чего и возникают междоусобицы, которые приходится комментировать «генерал-атаману» Божко. Но не будем на этот раз влезать в их внутренние споры. Точно так же, как не станем пока разбирать историю казачества в Казахстане, его роль в колонизации Степного края, подавлении национально-освободительных восстаний 1916-го, участия в Гражданской и Великой отечественной войнах (с обеих сторон) и чудного возрождения в эпоху Перестройки, хотя 60 лет до этого произошло разказачивание Троцкого и «уничтожение казачества, как класса». Лучше продолжим рассказ о бунтах.

Про казачий «ренессанс» нужно сказать отдельно. Так, в Северном Казахстане еще в 1989 году появился так называемый Союз казаков «Горькой линии», который вошел в состав «возрожденного» Сибирского казачьего войска. Уже на следующий год собрался «малый круг» Союза сибирских казаков, который, кроме прочего, провозгласил, что «исторически казачьими землями считаются освоенные нашими предками-казаками территории Западной Сибири и Степного края...». Стоит напоминать, что под «Степным краем» подразумевался весь Северный, Восточный и Центральный Казахстан? Кстати, никто из российских или наших казаков не стал дезавуировать и опровергать эти слова.

В 1990 году переродились и яицкие (простите, уральские) казаки, которые официально зарегистрировались под названием «Уральское городское казачье историко-культурное общество». Они бы с удовольствием «войском» назвались, но законодательство тогдашнее, как и теперешнее, не позволяло. Кстати, при соцреализме казаки официально существовали тоже в основном в виде фольклорно-танцевальных ансамблей, снимались в массовках экранизаций произведений Шолохова и упорно реабилитировали себя в глазах советских граждан, хотя численность казаков в рядах Вермахта превышала весь состав того же Туркестанского легиона, да и казаки с эмблемой «СС», в отличие от «туркестанцев», намного чаще использовались на фронте и в ходе карательных операций на оккупированных территориях СССР и Польши. Но это так, к слову.

Итак, представители упомянутого выше «историко-культурного общества» в июне того же 1990 года появляются на своеобразном съезде казаков в Москве. Сюда они приехали с обращением к народным депутатам о «воссоединении» Уральской области (вместе с Гурьевской они должны были стать Уральской АО) с РСФСР. О событиях осени следующего года мы вскользь упоминали в материале о восстаниях казахов. Тогда, 13-15 сентября 1991 года уральские казаки устроили празднества по случаю 400-летия служения государству Российскому (фактически, служение было императору, да и то, с большими перерывами на казакские бунты Разина, Пугачева и других). Центральная власть республики была против, так как инициаторы даже особо не скрывали сепаратистские настроения, как и их гости из России (в том числе с «боевым опытом»), но разрешение на мероприятия было дано.

Между прочим, один из гостей, атаман из Иркутска Меренев признавал, что «намерение отторгнуть часть от Казахстана витало в воздухе», а бывший руководитель Уральской области КазССР Нажмеддин Ескалиев отмечал, что «казаками дирижировали из Москвы», а на на границе Казахстана стояли с заведенными моторами танки генерала Альберта Макашова – якобы предполагалось по приднестровскому сценарию оттяпать западную нефтегазоносную часть Казахстана и поднять знамя «Приуральской республики». Нужен был, дескать, только повод, что в Уральске якобы убивают русских.

Как бы там ни было, повода такого дано не было. По свидетельствам очевидцев, некоторым «ряженным» (особо ретивым и не сдержанным на язык) всыпали их же нагайками, а в основном все прошло мирно и казаки фактически выбросили белый флаг. Основная заслуга в этом принадлежит движению «Азат», которое во многом заменило народные фронты, появлявшиеся в то время в других союзных республиках.

Перенесемся на восток республики и на полгода вперед, когда на Казахстан уже свалилась независимость. Тогда, в 1992 году в Усть-Каменогорске полулегально вышла брошюра «Русские, казахи и Алтай», в которой «доказывалось», что восточный Казахстан – это исконно русская, казачья земля. В 1993 году местные казаки переименовались в «Верхнеиртышскую казачью общину» (ВИКО), среди целей которой была политическая автономия ВКО или присоединение ее к России. На следующий год в Усть-Каменогорске прошел сравнительно большой митинг, на котором звучали и призывы к автономии, но власти и нацпаты проигнорировали это событие, хотя, как говорится, «взяли на карандаш». Такие же митинги прошли в Кокшетау в 1994 и в Алматы в 1995 годах.

Здесь можно было вспомнить о Викторе Казимирчуке по прозвищу «Пугачев» и его странной попытке переворота в отдельно взятой области (Восточно-Казахстанской), но делать этого не будем. В этой истории слишком много разночтений, хотя есть версия, что это была «разведка боем», которая показала, что с сепаратистскими идеями в Казахстан лучше пока не соваться. Кроме этого, говорили, что это дело «замяли» на уровне президентов двух стран, что подтверждается тем, что в нашей стране долгое время не было проявлений сепаратизма на уровне казаков – вплоть до аннексии Крыма и украино-российского конфликта на Донбассе. Все здесь ушло на полуподпольный уровень, на казачьи кухни и слеты.

Впрочем, было все же одно исключение – 4 ноября 2012 года в Алматы с полсотни казаков провели «импровизированный митинг» (несанкционированный, между прочим), организованный в поддержку… «Русского марша», который устраивается в РФ нацболами с явными нацистскими лозунгами и зигованиями. Но опять ни власти, ни нацпаты в Казахстане этого не заметили, тем более что тогдашний лидер русской общины РК Юрий Бунаков и «Верховный атаман всего, чего только можно» Юрий Захаров (еще один частый фигурант различных скандалов) долго извинялись и объясняли, что их совсем не так поняли.

В большей степени в СМИ и соцсетях заговорили о другом мероприятии казаков – о съезде, прошедшем в начале 2016 года – накануне последних очередных внеочередных парламентских выборов. Тогда они практически в ультимативной форме потребовали для себя (русских и казачьих организаций) дополнительные места в мажилисе. Кто-то посмеялся над этим, кто-то увидел нехороший знак, а кто-то по привычке проигнорировал эти «требования». Однако после этого упомянутый в самом начале Владимир Божко, вместо того, чтобы отправиться на пенсию, попадает в парламент именно через АНК. И не просто получает депутатский мандант вместе с аналогичной неприкосновенностью, а становится вице-спикером мажилиса. Но победой казаков это сложно назвать – они (точнее, некоторые из них) хотят Владимира Карповича под казачий же суд и отдать. Но самое главное, при этом не забывают уповать на «Матушку Россию». Поэтому создается впечатление, что независимый Казахстан им до сих пор «не любо»…

Мирас Нурмуханбетов