14.01.2021, 09:10
Талгат Мамырайымов

Нур-Султан взращивает выученную беспомощность

Казахстанцы боятся свободы

Фото: https://www.bbc.com/

На мой взгляд, прошедшие выборы стали торжеством выученной беспомощности. Согласно психологии, выученная беспомощность - это такое состояние человека, когда он не пытается улучшить свое положение, избежать отрицательных стимулов, несмотря на то, что имеет такую возможность. Данное состояние появляется обычно после ряда неудачных попыток изменить свою окружающую среду к лучшему. При этом человек часто находится долгое время в условиях постоянного унижения, физического или психологического насилия. В результате вырабатывается нежелание менять враждебную среду, либо при возможности избегать её (особенно полицию, спецслужбы). 

Люди в этом состоянии теряют чувство свободы и контроля, перестают верить в возможность изменений, в собственные силы, у них появляется подавленность, депрессия. Понятное дело, что выученная беспомощность выработалась прежде всего в годы сталинских репрессий, диктата КПСС. Затем в наши годы продолжилось функционирование, по сути, советских институтов. К примеру, Нур Отан - это КПСС в миниатюре, а Ак жол, НПК и другие партии – его фракции. Поэтому довольно часто можно услышать от казахстанцев, не ходящих на выборы, - «без нас давно всё решено». То есть, наряду со скрытым отторжением власти, данный фактор является главной причиной низкой явки на выборах. Люди почти повально считают, что власти за них уже всё решили, и ничего не зависит от их голосов. Все это называется выученной беспомощностью.

В выученной беспомощности люди не претендуют на политическое участие, заученно полагая, что этим может заниматься только власть, ее центр, по-советски приговаривая:

Тебе что, больше всех надо.

Для них, соответственно, все другие, кто стремится заниматься политикой, либо общественной деятельностью, изучением политики – это всё засланные властью «казачки», или «шпионы» США, Запада. Как и в совке, наши люди привыкли считать, что любая общественная инициатива может исходить только от властного начальства. Многолетний тотальный диктат, прессинг государства сделали большинство из нас безвольными, послушными, «лукавыми рабами», которые боятся сами принимать решения и делать свободный выбор, отдав все это на попечение властного центра. 

Одним словом, мы сами сбежали от свободы выбора. Политические мифы государства стали для многих казахстанцев несущей конструкцией мира, «почвой под ногами» в «неопределенном», непонятном мире. В итоге, как и в СССР, в Казахстане властным центром продолжила взращиваться выученная беспомощность, когда безынициативность, пассивность, стремление не выделяться из серой толпы стали главной добродетелью. Самое печальное в том, что Большой брат давно за нами наблюдает, не только снаружи, но и внутри. Когда мы одной только самоцензурой сами себе запрещаем быть свободными, поскольку эта цензура относится к присутствию государства, «партии» внутри нас.

Во многом потому-то в Казахстане популярны авторитарные ценности, а демократические ценности неприемлемы для подавляющей части казахстанцев. Демократию наш народ рассматривает как нечто вроде хаоса, беспорядка, своеволия, ведущего к «либерастии», распущенности нравов и так далее. Однако наш народ не может понять, что демократия является, во-первых, верховенством закона, когда можно делать только то, что разрешено законом и не посягает на права, удобства других людей. В таком случае ни о каком бардаке не может быть и речи, наоборот, хаос и беспредел существует при неравенстве всех перед законом, когда власть, элита поступает так, как им заблагорассудится. 

Параллельно с этим «элита» и власть ругает демократию, как главного своего врага, в том числе с помощью троллей. Потому что только при демократии народ не будет поддаваться влиянию нашей правящей «элиты», манипулирующей людьми и использующей их в своих целях. Во-вторых, в демократии народ посредством выборов избирает не только госчиновников, но и выгодную себе социальную политику, которую власть будет реализовывать. Короче, сегодняшная бедность нашего народа коренится в произволе властей, в том что, мы не может их сами выбирать, не стремимся обеспечить появление системы прозрачных, конкурентных выборов, исключающих победу политических мошенников.

В связи с вышесказанным полагаю, что могут быть две основные стратегии борьбы с существующими правилами игры. Как я говорил ранее, активный бойкот с выходом на митинги – идеальный вариант протеста против спектакля «выборы», но он пока неподъемен для нашего народа, сознание которого еще не освободилось от авторитаризма и тоталитаризма. Следовательно, наиболее оптимальный вариант – это «пассивный» бойкот, то есть осознанное полное неучастие в выборах. В соответствии с данными независимых наблюдателей на этот момент, явка на выборах по стране была почти в два раза меньше официально объявленной, составив около 33%. Но и эта явка позволила властям нарисовать более 63% и сообщить о достаточном участии избирателей.

Между прочим, «умное голосование» сыграло на руку властям, невольно став одной из «стратегий» заманивания избирателей на выборы. На самом деле, властям всё равно, пусть хоть подавляющее большинство казахстанцев проголосует не за партию Нур Отан - в конечном итоге будут обнародованы нужные правящей элите результаты "голосования". Кроме того, все другие, не «нуротановские» партии, в конечном итоге направляются властным центром. А если бы люди рискнули (своей работой) и вообще не пошли на выборы, кроме немногочисленных чиновников и их родственников? Тогда бы низкая явка была налицо, что могли увидеть и во всем мире. Тем самым была бы поставлена под вопрос легитимность, легальность выборов, нового парламента. 

Поэтому для некоторых людей единственный выход в сложившейся ситуации - это полное неучастие в любых политических проектах правящей элиты, в том числе в выборах. Они считают наивностью стремления изменить избирательную систему, играя по её правилам. Такой же наивностью, например, страдают и многие властные молодые аналитики, полагая, что могут своей аналитикой кардинально изменить нашу систему. Поверьте, это практически невозможно - все ваши труды будут использованы как дымовая завеса темных делишек "элиты". Тем не менее, чтобы учиться демократии, все же нужно участвовать в разных проектах наблюдения, проведения экзитполов, если, конечно, это делается добросовестно. Тем более что, как ни крути, не все избиратели бойкотируют властные выборы. Ведь за счет беспристрастных наблюдений можно донести до мирового сообщества разные серьезные нарушения в ходе выборов, чтобы международные организации поставили под сомнение их результаты. 

Как бы то ни было, но независимых наблюдателей не допускали на избирательные участки под разными предлогами, другим из них не давали там возможности нормально работать. Впрочем, все это ожидалось - наивно полагать, что в ходе наших выборов можно задействовать полноценное независимое наблюдение – адмресурс не даст такой возможности. Но в таком режиме власти уничтожают самые креативные заростки общественного сознания, способствуют тому, что из страны навсегда уезжают лучшие и инициативные. В конце концов, при таких политических распорядках у страны нет хорошего будущего, если только народ не начнет в массовом порядке требовать исполнения и защиты всего спектра своих прав, начиная с права избирать и быть избранными…