05.01.2021, 07:05
Талгат Мамырайымов

Cоцопросы о выборах врут?

Каждый народ заслуживает своих правителей

Фотография с открытых источников

Недавно появились данные соцопросов о предстоящих 10 января выборах. Пишут, что якобы большинство опрошенных собираются прийти на выборы, да и еще проголосовать за Нур Отан. Мы решили поразмышлять насчет того, правда ли это, или очередная брехня властей. На первый взгляд может показаться, что мы в данном случае имеем дело с формирующими общественное мнение соцопросами. Однако, думается, что в целом казахстанцы, несмотря на то, что они повально хают власти, все же будут в большинстве своем голосовать за Нур Отан. И не только потому, что им так скажет сделать начальство, но и исходя из «внутренних» требований «должного», соблюдения «порядка».

Одним словом, каждый народ заслуживает своих правителей. Без определенной поддержки народа тот же Назарбаев не смог бы так долго удерживать власть. Все мы видим, что в обществе очень сильно недовольство его деятельностью. Но мало кто об этом говорит вслух. При этом многие из таких критиканов на выборах исправно голосовали и голосуют за курс Назарбаева. Нельзя сказать, что они это делают, только лишь опасаясь преследований власти. Во многом их направляют разные корыстные мотивы, которые они увязывают с правящей «элитой», действуя по известному принципу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Иначе говоря, эти люди привыкли прозябать в примитивном, ущербном моральном и житейском мирке, как прямые «наследники» советского человека.

Известный российский социолог Т. Заславская назвала советского человека «лукавым рабом». Исследования Левада-центра подтвердили этот вывод – именно лукавство и понижающая адаптация, приспособление к репрессивному государству являются ключевыми чертами типа «советский человек». Понятное дело, что «советский человек» - это идеальный тип, были и есть люди, выходящие за рамки этого человека. Тем не менее, большая часть жителей СССР, постсоветского пространства соответствует данному типу человека, которому присуще многомыслие. То есть он может одновременно придерживаться даже взаимоисключающих идей, позиций. 

К примеру, он «ожесточенно», обычно втихаря, ругает власть, но, увидев, чиновника, полицейского, начинает к нему подлизываться. Но всегда готов поносить тех, кто не имеет власти, связей. Либо может одновременно ставить лайк «оппозиционным», антивластным высказываниям и провластным, властным (выражая свою лояльность). Короче, «лукавый раб» хочет усидеть одновременно на трех-четырех стульях-позициях, чтобы угодить этим, тем, и другим, и обмануть их всех, «своровав» у них что-нибудь ценное. При этом на халяву «поесть», а потом поругать на стороне человека, накормившего его. А затем говорить:

«Не мы такие - жизнь такая».

Именно за счет такого человека стало возможным появление жестких авторитарных, неототалитарных режимов в постсоветской Евразии, включая Казахстан.

В то же время многим казахстанцам сейчас, по сути, глубоко безразлично, какие политические проекты затевает действующая власть. Казахстанцы уже давно поняли, что у нас за счет выборов невозможно изменить государственную политику. Люди видят, что наши политики борются в основном за свои интересы, имитируя отстаивание народных требований, запросов лишь для набора политических очков и рейтинга.

Многие в Казахстане понимают, что большая часть нашей «оппозиции» является «назначенной» и она никуда не может от этого уйти и будет выполнять данные ей поручения. Соответственно, среди простого народа деятельность такой оппозиции не находит доверия. Народ понимает, что эта системная оппозиция выступает марионеткой правящего режима. Поэтому простые казахстанцы не ждут ничего хорошего и от назначенной оппозиции. В нашем обществе сейчас практически нет никакой веры в политиков, что они готовы в политическом процессе отстаивать интересы простого народа.

К тому же из-за тяжелых последствий эпидемии, снижения доходов в нашем обществе наблюдается довольно высокая социальная напряженность с пессимистическими, фрустрационными ожиданиями будущего. Правда, это не означает, что эти настроения прорвутся наружу в виде острых протестных выступлений. С такого рода настроениями казахстанцы живут уже не один год, что фиксируют разные полстерские исследования, согласно которым в Казахстане уже несколько раз должны были произойти ожесточенные протестные выступления. Но этого так и не произошло, поскольку мы имеем дело в этом случае с проявлением парадокса Лапьера, когда декларации людей о готовности к протестному участию не следует воспринимать буквально.

У нас большинство населения недовольно властью, в первую очередь из-за ущемления социально-экономических прав, их абсолютно не беспокоят их гражданско-политические права. Власть научилась за эти годы поддерживать минимальный уровень «социального благополучия» нашего народа. И это удерживает народ от острых протестных выступлений. Второе - казахстанский народ настроен конформистски по отношению к власти. В Казахстане популярны авторитарные ценности, демократические ценности неприемлемы для подавляющей части казахстанцев. Демократию наш народ рассматривает как нечто вроде хаоса, беспорядка, своеволия, ведущего к «либерастии», распущенности нравов и так далее. А власть пользуется тем, что ее ценности соответствуют ценностям народа, что народ согласен, чтобы силовики закручивали гайки ради могущества государства и обеспечения им «порядка».

Впрочем, сказанное выше вовсе не означает, что казахстанцы при удобном случае не поддержат настоящую оппозицию. Ряд известных психологов показали, что ответы «советских людей» на вопросы социологических опросов обычно являются мотивировками. Мотивировка – это приведение человеком социально приемлемых факторов, мотивов своих поступков, действий. Мотивировка - это также «защитный механизм», согласно 3. Фрейду, отражающийся в вытеснении, замещении, проекции, сублимации. Посредством мотивировок люди довольно часто оправдывают свои действия и поступки, приводя их в соответствие с социально приемлемыми нормами поведения. Эти «мотивировки», как правило, маскируют действительные мотивы (причины) поступков людей. Таким образом, мотивировка заменяет истинные причины поступков на выдуманные. Собственно, как гласит психология, большая часть нашего поведения направляется неосознаваемыми факторами, мотивами…