31.10.2020, 08:28
Аналитический отдел platon.asia

В Казахстане нет морали

Вместо морали – устав и казарма
Фотография с открытых источников

Говорят, что без морали общество не может существовать. Но пример Казахстана показывает обратное. Понятия «мораль», «этика» «нравственность» у нас, по сути, являются агнонимами, то есть единицами языка, которые неизвестны, непонятны или малопонятны большинству населения. Те нормы поведения, которые у нас приняты, сложно назвать моралью, поскольку в нашем обществе не работает золотое правило нравственности - «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Вместо морали у нас есть – «ұят болады». В традиционных культурах моральным регулятором поведения людей является чувство стыда, а не вины. Чувство вины отражает переживания человека насчет своей внутренней правоты, а стыд – озабоченность тем, как оценят поступки человека другие люди, члены его «общины». Мораль - это то, что всегда с человеком, даже если никто за ним не наблюдает (стремление не гадить людям, окружающему пространству).

Может быть, у нас нет морали потому, что это понятие обычно рассматривают как «продукт» европейской философии, отражающий сферу высших ценностей и долженствования. Мораль – это принятые всем обществом представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, и следующие на их основе нормы поведения. Нравственность — это моральные качества, правила человека, которыми он руководствуется в жизни. Иногда этот термин употребляется как синоним морали, иногда и этики. Мораль и нравственность изучает этика - философская дисциплина. Этика иногда представляется как синоним слова «мораль». Словом, для развития и существования морали необходимо наличие в обществе философов. Какой статус философии в нашем обществе вы, наверное, знаете. Ее воспринимают как болтологию, ругательство.

Впрочем, есть и моральный релятивизм, согласно которому не может быть одной-единственной правильной морали, верной для всех культур, то есть нет абсолютных моральных ценностей. Здесь исходят из того, что нравственность меняется и зависит от общества, в котором мы живем. В таком ключе, например, рассуждал Ницше, считая, в частности, христианство «рабской моралью», которая вредит и мешает людям развиваться. Он полагал, что именно власть навязывает всему обществу свои узкие моральные ценности и принципы. Есть философы, которые полагают, что мораль вообще не существует, так как нет никакого добра и зла, правильного и неправильного, а все наши рассуждения о них являются лишь выдумками для сносного жития-бытия в обществе. В этом есть доля правды. 

У нас сейчас преимущественно только моральные нормы разных религий регулируют поведение людей (не убий, не прелюбодействуй и т.п.). Но не все люди досконально их знают и придерживаются их. К тому же религиозная мораль – ограничена своей идеологией, которая порой ущемляет права человека. Конечно, есть и очень образованные, мудрые люди, много вдобавок испытавшие, для которых обычная общественная, или религиозная мораль – это черно-белая попса. Тем не менее, есть общечеловеческие ценности homo sapiens. Поэтому есть и вневременные моральные нормы, главная из которых – это золотое правило нравственности. Тем самым мораль в большинстве своем нужна, чтобы обычные люди не перестреляли, не перерезали и не подавили друг друга. Одним словом, мораль, этика в любом случае необходимы для общества.

Есть такая многозначительная шутка: «Половина казахов работает в органах – другая стремится туда попасть, устроиться». Это выражение в первую очередь означает, что мы привыкли «напрягать» людей, для нас это - норма. Ведь ещё в средневековье мы в основном занимались грабежом караванов сартов, либо набегами на их поселения, города, облагая также их данью. Короче, напрягали. У нас так и рассматривают обычно работу в правоохранительных органах, как узаконенный рэкет и стремятся им заниматься. Не случайно самая «блатная» в этом плане работа - это «финполовский» рэкет, ибо там можно срубить с разных коммерцов, в том числе чиновников, крупное бабло. 

Это как в известном анекдоте про милиционера: «Устроился парень работать в милицию. Месяц проходит, второй, третий. Его вызывает начальник. - "Ты чего, друг любезный, зарплату не получаешь? В бухгалтерию тебя вызывают". - "А я думал, пистолет дали - так крутись как хочешь...". Поэтому в ценностном плане невозможно сопоставлять, к примеру, Европу и Казахстан. Нам до них, как пешком до луны. О каких моральных ценностях в Казахстане может идти речь, если в казахском обществе извиняться, просить прощение - это признак слабости? У нас презирают слабых и преклоняются только перед силой, причем исключительно физической, финансово-материальной. Грубость, нахальство у нас является нормой, так сказать, признаком «воина». Между тем эта «воинская доблесть» ограничивается лишь глумлением над теми, кто не имеет связей, поддержки, достатка. И так у нас несколько веков - корень в невежестве и милитаристской культуре.

Таким образом, базовые истоки «морали» нашего общества находятся не только в сталинской эпохе репрессий. Видятся более глубокие архетипы нашей морали – в «заветах» Чингисхана. Возможно, под их влиянием в казахском обществе обычно не принято извиняться, даже за неприкрытую грубость, а извинения рассматриваются как признак слабости. Приведем соответствующие моральные суждения Чингисхана: «Самая большая радость для мужчины — это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен; Не оставляй в живых того, кто сделал тебе добро, чтобы никогда не быть в долгу; Недостаточно того, что я победил. Все остальные должны проиграть». 

Профессор Преображенский говорил, что если писать мимо унитаза, то в стране начнется разруха. Это у нас происходит, как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь в любом торгово-развлекательном центре можно увидеть, как наши «батыры», в том числе получившие образование за рубежом, после себя оставляют в туалете полный дерьмовый бедлам. «Батырам» западло и неблагородно вытирать за собой унитаз. У них вместо морали - традиции, переплетённые с криминальными понятиями. Ведь когда-то полстраны сидело в лагерях.

Самое печальное в том, что главными носителями аморальности в Казахстане является интеллектуальная, политическая и экономическая элита. Наша «элита» часто запросто кидает людей, не выплачивая им положенные заработки, либо затягивая их на долгие сроки. Выполнение бастыками в сроки принятых, либо задекларированных ими обещаний - это фантастика. Хотя они имеют на это все возможности. Если у человека возникают большие проблемы, то это другое дело. Тем более если он уведомляет вас об этом и извиняется. Но от бастыков, батыров невозможно дождаться извинений. Многие из вас сталкивались с таким хамством, когда вам назначают встречу, либо мероприятие и вы, бывает, ждете не часами, а днями, а иногда и месяцами. Опоздание в казахском обществе нередко является скрытой, открытой демонстрацией своей значимости, повышения ее «стоимости» (күттіреді). Обычно те, кто ждет, обладают более низким социальным статусом.  При этом если вы будете настойчиво, или резко от бастыков, партнеров требовать исполнения обязательств, то прослывете «нехорошим человеком». 

Резкое замечание на опоздание у нас обычно воспринимается хуже, чем само опоздание. Такого «критикана» считают неадекватным. Собственно, в нашем обществе зачастую считается адекватным то, что в цивилизованном мире давно рассматривается как высшая степень хамства и непорядочности.  Но иногда тебя удостаивают честью спустя долгое время и внезапно, без предупреждений назначают встречу, буквально за один-два часа до нее. И их не колышет, занят ты, или нет. Парадоксально, но практически всё общество с этим согласно. Для наших людей такое поведение элиты, партнеров по бизнесу, батыров является нормальным, обыденным, ибо и они сами также поступают. Жаловаться на хамство, отсутствие вежливости, условий у нас считается занудством, стукачеством, ибо хамство для большинства – это обычная «мужская», казахская воинская культура. Всем вам известно, как многие казахи могут посреди ночи устроить шумное торжество, или ремонт в многоквартирном доме, абсолютно не думая про покой других людей. А если придешь и сделаешь им замечание, то перед тобой не только не извинятся, но могут и оскорбить, подразумевая, что, мол, ты – зануда, «гнилой человек». Наши люди, как правило, думают только о своих правах, о том, чтобы лишь им было удобно, даже во вред удобству других людей. Везде же так – на дороге, в пути, в магазинах, в кафе, кинотеатрах и т.д.

Повторимся, в нашей стране доминирует милитаристская культура, в которой жизнь представляется как игра с нулевой суммой. То есть здесь большинство людей нацелены только на одностороннюю победу. Однако такая стратегия была актуальна в прошлом, когда вся земля была территорией "войны всех против всех". Современный мир - это взаимосвязанный организм, в котором невозможно жить, не забочась о правах окружающих тебя людей... В этой связи отметим, что в кодексе Бусидо не считают самураем того, кто имеет только физическую силу. В Бусидо об этом сказано: «Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии». Казахстанские «батыры» такие нормы, скорее всего, воспримут как «бабские» и «гомосятину». Как говорится, простота – хуже воровства… Исследования головного мозга показали, что моральные оценки являются ничем иным, как видением мира чужими глазами, способностью воспринимать чужие чувства. Получается, те люди, которые не руководствуются моралью, лишены таких способностей.

Мнение