24.12.2020, 08:00
Аналитический отдел Platon.asia

Угрозы требуют укрепления армии

Сила армии в моральном духе
Фотография с открытых источников

Позавчера министр обороны Казахстана Н. Ермекбаев сообщил, что в нашей армии нет дедовщины, сродни тому, как в СССР отрицали наличие секса, но дети почему-то рождались. На самом деле, наличие или отсутствие дедовщины в армии может быть показателем ее идеологической зрелости. В Казахстане издавна доминирует милитаристская культура – "быть воином" является главной идеологической ценностью нашего общества. Правда, у нас воинская доблесть часто реализуется в виде глумления над слабыми, не имеющими здоровья, богатств и связей людьми. Открыто мы можем возмущаться только по одобренным властями вопросам, и шепотом ругать «центр» на кухне. Между тем сегодня начинают возрастать разные угрозы безопасности нашей страны, в частности, на северных рубежах. Но в нашем обществе, как мы написали выше и ранее, практически отсутствует мораль, а без морального духа армия – ничто, ибо идейность является моторикой, «программой» солдата!

Поэтому представляет большой интерес, чтобы наша армия была сильна в морально-идеологическом плане, как, например, советская армия в ее лучшие годы. Тем более что у нас продолжают функционировать, по сути, советские социальные и политические институты, ценности и нормы. Кстати, развал СССР во многом произошел по причине того, что в советских вооруженных силах политико-идеологическая работа проводилась формальным, добровольно-принудительным образом, без попыток стимулировать осознанные, искренние действия и решения военнослужащих. Напоминает нашу действительность, не правда ли? К тому же национальная дискриминация советской центральной национальной политики, особенно в деле военного командования, не могло не сказаться негативно на политико-идеологической мотивации представителей нерусских национальностей.

Как бы то ни было, роль пропаганды, включая усилия СМИ, в формировании определенных социальных и политических установок, в том числе и военнослужащих в СССР была довольно значительна, разумеется, если учитывать имевшуюся для этого подсознательную базу советских людей. Армия СССР была сильна во многом за счет идеологической подготовки ее солдат. Недаром одной из ключевых задач советской пропаганды выступало создание нового человека, который готов добровольно в любую минуту принести себя в жертву ради защиты родины, достижения более лучшего уровня жизни, счастья следующими поколениями. Между прочим, в кодексе Бусидо, философии самураев главным вопросом является ежедневная готовность к смерти, способность принять ее осознанно, спокойно и без колебаний.

Давно принято, что ключевую роль в идеологической подготовке воинов играют средства массовой информации. Как у нас с этим обстоит дело, пожалуй, не будем детально распространяться. Скажем лишь, что эта работа в нашем информационном пространстве развивается не в том направлении – в восхвалении мероприятий, проведенных руководством страны. В этой связи отметим, что перед Великой Отечественной войной в советском обществе, с подачи официального агитпропа, царили настроения молниеносной победы над любым врагом, который посмеет напасть на СССР и, что общество, руководство затем были растеряны и подавлены от неожиданного для них начала войны. Но затем в ходе ВОВ одну из решающей ролей в победе сыграли именно СМИ – в деле поднятия боевого духа солдат, их обучения воинскому искусству, воодушевлению народа на бескомпромиссную войну до победного конца.

После трагичных уроков ВОВ идейно-политическое воспитание военнослужащих стало для советского руководства одной из приоритетных государственных задач в строительстве мощной армии. Средства массовой информации в этой работе использовались как важнейший, незаменимый инструмент воздействия на сознание воинов. Множество исследователей отмечают ключевую важность политического воспитания военнослужащих советской армии во всей ее истории, как связующего элемента идейно-воспитательной работы. В СССР с помощью агитационно-пропагандистской работы солдаты побуждались к осознанному выполнению воинского долга по защите социалистической Родины. И в этой работе большое место отводилось читке газет, в том числе групповой. Причем читали не только военные СМИ, но и партийные, общественно-политические издания. Ядром политического воспитания советских воинов было развитие у них мужества, любви к социалистической Родине, преданности коммунистическим идеям. 

Начальник Главного политуправления Советской армии и Военно-морского флота А.А. Епишев отмечал необходимость применения комплексного подхода к идейно воспитательной работе, через «тесную взаимосвязь политического воспитания с боевой подготовкой». Собственно, в советской литературе, военной сфере так и говорилось – военно-политическая подготовка. Политическое воспитание в советской армии характеризуется большинством исследователей как «коммунистическое, включающее идейно-политическое, нравственное, атеистическое, правовое, эстетическое и физическое воспитание». Поэтому-то СМИ, особенно партийные, играли ключевую роль в идейно-политическом воспитании советских военнослужащих, гражданских.

В Казахстане в послевоенный период ведущую роль в воспитании военнослужащих среди военных изданий играли газеты «Боевое знамя» и «Отан сақшысы» - «Часовой Родины». С сентября 1961 года появилась газета внутренних войск «На боевом посту», переименованная затем в «Дзержинец», а в 1992 году - в «Қалқан» - «Щит». Газета «Боевое знамя» была печатным органом Среднеазиатского военного округа (САВО) и выходила с начала ноября 1969 года по май 1989 года в Алма-Ате. Исторические, идеологические, методические аспекты боевой подготовки были главными для этих газет, отображаясь в таких рубриках как-то: «Боевая учеба», «У передовиков боевого соревнования», «Добросовестно изучать военное дело», «В учении как в бою», «Соревнование: опыт, проблемы», «Дисциплина и уставной порядок», «Боевая слава», «Беречь военное и народное имущество», «Беседы с воинами о присяге и уставах», «Храбрость и мужество», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши боевые традиции», «Наша армия - армия нового типа», «Как тебе служится?».

Однако военно-политическая подготовка, политическое воспитание в советской армии часто носили догматический характер, не терпящий альтернативного мнения. Советский Союз долгое время буквально был за железным занавесом, отгородившись от других культур мира, которые были ему ненавистны. Этому способствовала атмосфера «осадного положения», в котором жило советское общество. Как известно, советская армия в это время активно участвовала в боевых действиях за рубежом, поддерживая дружественные социалистические и коммунистические силы.  Казахстанцы тоже воевали в ряде стран, «помогая братским народам».

Такое напряжение всех сил не могло не сказаться на всей советской экономике, идеологической сфере. В результате экономического и политического кризиса СССР стал колосом на глиняных ногах, и уже не мог контролировать политическое инакомыслие и национальное самоопределение в республиках. Впрочем, думается, что именно жесткий контроль над инакомыслием доконал Советский Союз. Осознанное стремление поддерживать силу страны лучше, чем идеологические обязаловки…