Пронародные лидеры под запретом

Пронародные лидеры под запретом

Интересы простого народа некому защищать

Каждый политик, каждая правящая власть ссылается на «интересы» народа, как на главный ориентир и критерий своей деятельности, в том числе и в нашей стране. Однако наш простой народ как жил в бедности и нищете, так и продолжает там пребывать. Почему же так происходит? Ответ прост: в Казахстане нет и вряд ли будут, по крайней мере в ближайшее время, пронародные политики, лидеры, то есть люди, посвятившие свою жизнь защите интересов народа. И в этом виноват в первую очередь сам народ, поскольку для того чтобы пронародные лидеры состоялись, им нужна народная поддержка, хотя бы на информационном уровне.

Такие пронародные лидеры как Нельсон Мандела, Махатма Ганди не могли бы состояться, если бы у них не было моральной поддержки друзей, единомышленников, простых людей. Сложно себе представить, чтобы у нас какой-нибудь общественный деятель, не имеющий хорошего достатка, связей с «крутыми», получил признание среди простой общественности, даже если он честный, порядочный человек, ратующий за народные интересы. Ведь из-за разных факторов в нашем обществе ценят не самих людей по себе, как «человеков», а их связи, богатство, авторитет. Наши люди равняются на «крутых», «элиту», заимствуя их «моду», «высокие манеры», «стиль» и т.д. Собственно, казахское общество исторически издавна развивается, модифицируется, ориентируясь на свою правящую элиту. Поэтому низкий моральный уровень подавляющей части «элиты», задает кризис ценностей во всем обществе. Мы привыкли считать, что существует только то, что оформлено «как положено», по циркуляру, каким-то правилам, в том числе «красивого» стиля. А в том-то и дело, что по-настоящему народное не относится к тому, что «положено», ибо простому народу выделен определенный минимум, чтобы он не умер от голода. На большее нельзя претендовать – это уже «покушения на национальные интересы».

Между тем пронародные лидеры не всегда могут «красиво» изъясняться и писать, поскольку привыкли к простому народному языку, который далек от «высокого» литературного языка «элиты». Собственно, это является одним из признаком того, что они знают насущные чаяния народа. Но их сообщения об этом не принимаются «наверху», в том числе потому, что не оформлены, согласно «красивому» стилю, несмотря на то, что их содержание отражает суть происходящего среди народа. Наша информационная среда, ее негласный «правильный», «красивый» стиль до сих пор привержены колониальному провинциализму, желанию выглядеть «цивильным» перед «грамотным старшим братом».

Тем временем в нашем обществе усиливается тенденция разделения по принципу «мы (народ) и они (власть, политэлита, «крутые»)». Это достаточно сильный тревожный симптом, который власти невозмутимо игнорируют. Хотя государство как-то пытается нейтрализовывать рост недовольства, напряженности. Но традиционные методы «выпуска пара» через обсуждение разных срежисированных «громких событий», обещаний «реформ», запуска супер-пупер программ, контролируемое распыления протестов по различным темам уже не срабатывают – народ сейчас практически полностью не доверяет власти и элите, никому не доверяет, даже друг другу. (Кстати, высокий уровень доверия к власти, в среде межличностных отношений является главным признаком развитого государства.)

В обществе неудержимо развивается пессимизм в отношении будущего и сегодняшнего социального климата. Довольно глубокий социальный пессимизм в Казахстане очень настораживает, так как казахи по своей ментальности являются оптимистами и редко когда оценивают свой уровень жизни как сильно плохой. То есть казахи редко признаются в своей нищете. У простого народа практически нет возможностей для самореализации, ибо без связей, знакомств, взяток это невозможно сделать.

Сегодня стало уже привычным слышать от многих простых людей такую емкую характеристику власти: «Страшно далека от народа». В данный момент около 25-30% нашей молодежи живет на грани скрытого суицида, потому как у них практически отсутствует вера в хорошее Будущее. Как показывают исследования психологов, человек строит, ощущает настоящее, как образ будущего. Следовательно, отсутствие веры в хорошее будущее приводит к потере интереса к жизни, нити ее смысла, высокому уровню социального пессимизма. В большинстве своем именно среди простой казахстанской молодежи превалирует ощущение несправедливости социального устройства страны.

В этой связи отметим, что выплаты 42500 тенге в связи с карантином власти назвали «социальной помощью в трудную минуту», по крайней мере, так написано на сайте енбек кз. Как говорится: айдағаның бес ешкі ысқырығың жер жарады. Другими словами, если вы хотите оказать помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации, то сделайте это, не огораживаясь разными ограничениями. Власти же заявили, что в этот раз получить 42500 смогут только «оцифрованные», а другим – шиш с маслом. А как громко звучит одно из самоназваний Казахстана – социальное государство! Это все равно, что назвать кораблем тележку в степи. Ключевым пунктом в деле защиты интересов народа является система налогообложения. Многие развитые страны мира используют прогрессивное налогообложение (высокие налоги на высокие доходы), что наши власти «пытаются» ввести уже не первый год.

Хотя, как считают некоторые эксперты, в условиях нашей экономики прогрессивные налоги необязательно ведут к справедливому распределению доходов. По их мнению, более справедливым является введение низкого налога на низкие зарплаты, высоких налогов на роскошь, «на понты», так сказать. Короче, когда, например, покупки дорогого жилья и дорогих бриллиантов, автомобилей будут облагаться достаточно большими налоговыми выплатами. Но разве пойдут на это наши «крутики», разве будут они себя ограничивать в удовольствиях? Возможно, только на прогрессивные налоги решатся наши власти (чтобы снизить социальное недовольство), к тому же неизвестно когда. Вот это и есть дозированная «социальная справедливость», «защита народных интересов». Впрочем, власти занимаются обеспечением социальных прав простых казахстанцев, как правило, только в информационном, виртуальном пространстве, с помощью своих экспертов, журналистов. При этом она позволяет им говорить на страницах СМИ о «попранных» интересах народа, не переходя определенную черту имитации инакомыслия и «оппозиционерства».

Да и среди «оппозиционно» мыслящих, рассуждающих экспертов, общественных деятелей редко встретишь людей, глубоко сопереживающих, сочувствующих простому народу. Даже в среде правозащитников очень редко встретишь людей, которые обладают способностью сопереживать, сострадать простым людям, всегда готовы им помочь бескорыстно по мере своих возможностей и зачастую сверх них. Про таких людей казахи говорят ақ көңіл, жан пида. Вообще сегодня во всем обществе таких людей – единицы... Часто можно услышать, как разные общественные деятели осуждающе указывают на то, как простые люди «иждивенствуют», жалуются на судьбу вместо того, чтобы «пахать». Они ведь даже приблизительно не знают, какие трудности нищие казахстанцы переносят. В то время как наши «блатные» эксперты, а с их подачи и зарубежные ученые, аналитики, говорят о ловушке среднего дохода, в котором якобы пребывает Казахстан.

А пронародных деятелей, экспертов обкладывают «красными флажками», лишают исследовательских, социальных проектов, связей, работы. Могут и посадить, если далеко перейдешь за красные флажки. Как это, в частности, произошло с Ароном Атабеком. Он стал защитником прав «пролетариата», «люмпенов» до конца, без остатка. Тем самым он был обречен, ибо он опасен как для правящей, так и для интеллектуальной элиты, скрепленных одной «цепью» - извлечением ренты из национальных богатств. В этой связи показательно, как аресты элитных «общественных деятелей» вызывают такой информационный «шухер», какого практически не было и нет вокруг вот уже почти 14-летнего заключения Арона Атабека. Простой народ тоже молчит, не ратует за освобождение Арона аға, возможно, потому, что «не положено». В итоге мы имеем два мира – две реальности и во главе всего этого стоит только одна прослойка, которая и получает основную часть ренты от национальных ресурсов.

 

Редакция портала platon.asia

 

Фото: с открытых источников