17.03.2021, 15:18
Талгат Мамырайымов

Отсутствие веры в хорошее будущее

О преодолении психологических проблем

Фотография с открытых источников

Недавно сообщалось, что в Казахстане до сих пор очень высок уровень самоубийств, в первую очередь среди подростков. По этому показателю мы уверенно входим в число мировых «лидеров». ВОЗ считает, что главными причинами суицидов являются психические нарушения и тяжелые физические заболевания. Тем не менее, статистика показывает, что высокий уровень самоубийств коррелирует с наличием больших социально-экономических проблем, включая бедность и нищету. Наша официальная статистика гласит, что в прошлом году уменьшилось число самоубийств в Казахстане. Однако в ходе исследования А. Карлински и Д. Кобака выяснилось, что в Казахстане учет смертности занижен в 12 раз (в Узбекистане в 30 раз).

Тем самым есть основания полагать, что большая часть самоубийств в нашей стране связана с социальными проблемами, когда значительная часть казахстанцев потеряла веру и надежду на хорошее Будущее. В свою очередь и дети, по мытарствам родителей, их стойкому ощущению безысходности Бытия, понимают, что не стоит ждать ничего хорошего от будущего. К тому же в обществе царит культ материальных, статусных ценностей, когда бедные и нищие считаются лузерами. Все это подталкивает людей на суицид. Казахстанское соревнование понтов, мнимых статусов, ярмарка тщеславия затягивает всех – многие вынуждены на это равняться, или искренне жаждут этого, чтобы быть «ел қатарлы». В результате дети «аутсайдеров» кончают жизнь самоубийством, либо пускаются во все тяжкие. 

Новейшие исследования, в частности американского нейробиолога Роберта Сапольски, подтверждают, что именно кризисный, стрессовый социальный контекст выступает ключевым катализатором при принятии решения уйти из жизни. В этом смысле самоубийство является ответом на проблемную социальную реальность. Часто бывает и так, что кандидатами на самоубийство становятся люди, которые имели хороший достаток, но затем его потеряли, и на фоне общих ценностей считают себя «конченными» людьми. Условно говоря, имеющий все материальные блага человек, и от того самоуверенный и самодовольный, вдруг начинает «сходить с ума» в случае банкротства или нищеты. Помните, как во время карантинной самоизоляции гордых и самодовольных людей одолевала депрессия и растерянность? О чем речь? 

О том, что многие наши психические проблемы (депрессия, неврозы) порой обусловлены неправильными приоритетами нашей жизненной философии, когда мы рассматриваем в качестве главных ценностей и ориентиров успех, материальные и социальные блага. А если мы, несмотря на общие ценности, начнем ценить малое, духовное, то мы сможем более легче преодолевать свои материальные проблемы. В этой связи показательно, что многие великие психологи, психотерапевты такие психические расстройства, как депрессию, неврозы, называют экзистенциальными проблемами. Вообще в экзистенциальной психологии, психотерапии клиенты рассматриваются не как больные, а как люди, не умеющие рационально использовать свои возможности, уставшие от жизни, запутавшиеся в жизни и своих мыслях.  

Сегодня многие из нас сталкиваются с экзистенциальными проблемами, в разрешении которых зачастую больше нужна не помощь психологии, религии, а обращение к философии. В этом я убедился в ходе многолетних изучений экзистенциальных проблем казахстанцев, их факторов и путей их разрешений. Ведь многие наши жизненные невзгоды, стрессы обусловлены кризисом выбранной нами когда-то, философии жизни. Потому-то в такой ситуации нужна переоценка своих ценностей, либо необходимы попытки хотя бы их переосмысления. Помимо переоценки своей жизненной философии, своих ценностей, для преодоления экзистенциальных проблем необходимо стараться ежедневно заниматься спортом, начиная в первую очередь с дыхательной гимнастики. Все это вкупе дает больше возможностей для оптимистического восприятия мира и бытийствования.

Разумеется, на первом этапе также нужно употреблять транквилизаторы, другие препараты, но желательно, чтобы они были "природные" - валериана, пустырник, триптофан и др. Нужно понимать, что ощущение "полной трагичности" своего бытия во время экзистенциальных проблем зачастую обусловлено соответствующей, "социальной" интерпретацией, когда человек изначально сам настроен находиться в таком состоянии. И все меняется, когда, исходя из более зрелых философских посылок, он начинает позитивно воспринимать свой статус, свое бытие.

Многие известные ученые говорят о необходимости опираться на философию в исследованиях и преодолениях экзистенциальных проблем человека. Особенно они имеют в виду так называемую экзистенциальную философию, представителей которой обычно называют экзистенциалистами. Известный американский социальный психолог Дэвид Майерс считает философию научной дисциплиной более шире и глубже понимающей человека, нежели социальные и гуманитарные науки. Как-то американский социолог Эндрю Грили заметил:

Психология, несмотря на все свои старания, не может - как не могу этого сделать и я - ответить на вопросы о цели и смысле человеческой жизни и о предназначении человека. 

Более того, начиная с XX века практически все серьезные ученые считают, что «особый угол зрения науки (ее претензия на исследование всего и вся) на жизнь людей не отвечает на главные смысложизненные вопросы человеческого существования и поэтому оказывается бессмысленным для человека или в худшем случае выступает способом усиления социального контроля за ним». Собственно, практически вся экзистенциально-гуманитарная психология основывает свои практики на положениях экзистенциальной философии. 

Известный российский психолог, психотерапевт Виктор Каган лёгкие психические расстройства (депрессию, неврозы) называет экзистенциальными проблемами. Самая главная идея экзистенциального направления психологии - это стимулировать человека жить осознанной жизнью - то есть когда он осознает все свои мотивы, потребности, поступки, данности жизни. Нередко бывает, что многие из психических расстройств на поверку оказываются проявлениями глубоких экзистенциальных проблем, в которых оказался человек. Одним из ярких примеров опоры психологии на философию является логотерапия австрийского психолога Виктора Франкла. Логотерапия занимается разрешением проблемы потери смысла жизни, которую Франкл называл экзистенциальным вакуумом. Этот термин «используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности. Экзистенциальный вакуум — это «переживание пропасти»». Согласно логотерапии, именно во время потери человеком смысла своей жизни появляются неврозы, состояния глубокой апатии и депрессии. 

Человек отличается от животного тем, что он выходит за пределы себя - он не может ограничиться удовлетворением только естественных потребностей. Соответственно, за этим следует поиск смысла жизни и тому подобного, что нередко влечет за собою и экзистенциальные проблемы. К примеру, часто причиной дистресса (негативная форма стресса) является не проблемное внешнее окружение, а субъективно негативное, напряжённое отношение к внешней среде. Другими словами, иногда не сама жизнь создаёт нам проблемы, а мы сами - своим негативным отношением к событиям жизни, которые на самом деле являются закономерными элементами жизни. Ведь многие жизненные проблемы - это экзистенциальные данности, но мы часто этого не понимаем, либо не хотим понимать.

Впрочем, многие наши экзистенциальные проблемы имеют реальную основу. Мы живём в такой социально-экономической и социально-культурной ситуации, когда мало кто застрахован от таких проблем. Все эти проблемы усугубляются общим социальным контекстом - слабые социальные и политические институты, низкий уровень доверия на всех уровнях - на межличностном, институциональном. Поэтому философия не может полностью заменить помощь психологов, психотерапевтов, тем более если у консультируемых есть значительные психические расстройства. 

Вместе с тем, например, экзистенциальная психотерапия стремится помочь человеку разобраться в жизни, переосмыслить некоторые ее события, понять свои возможности и направить свои мысли в здравое русло. В итоге человек начинает воспринимать реальность без иллюзий и домыслов, и начинает в этом ключе строить планы на будущее, определять жизненные цели. Так, человек начинает более глубже понимать ответственность за собственную жизнь и свободу выбора…

Мнение