23.01.2021, 07:31
Аналитический отдел Platon.asia

Не надо делить казахов на «шала» и «нағыз»

Единство казахов – главная сила Казахстана

Фото: https://www.theguardian.com/international

Ни для кого не секрет, что многие казахи привержены к пуризму, то есть к соблюдению «чистоты» языка, традиций и обычаев. Однако порой этот пуризм доходит до непонятных недоразумений, в первую очередь к делению казахов на нағыз и шала. Казахов и так мало, к тому же сегодня возрастают разные угрозы безопасности казахской государственности, когда деление казахов ни к чему. Тем более что «выделение» шала-казахов из-за их незнания родного языка не совсем правомерно.

Казахские «национал-патриоты» заявляют, что главным фундаментом построения государственности Казахстана является возрождение и укрепление культуры казахского народа. В этой программной установке казахского национал-патриотизма нет ничего криминального и предосудительного. Культура является базой, фундаментом этничности. Согласно этнологии, этничность в большей мере выражается в культуре и его составном элементе - самосознании. Прежде всего именно по культуре производится этническая идентификация. За годы русификации Казахстана культура казахского народа подверглась масштабному размыванию и разрушению. В результате казахский народ оказался на грани исчезновения. В этой связи возрождение и развитие казахской культуры стало необходимым условием не только для дальнейшего суверенного и независимого существования казахстанской государственности, но и для сохранения казахов в качестве народа.

Значительная часть казахских национал-патриотов при этом сосредоточили свои усилия в продвижении идеи о необходимости развития казахского языка. В этом также нет ничего предосудительного - казахский язык, как государственный, является атрибутом государственности. Поэтому его развитие не должно вызывать никаких сомнений и возражений. Но дело в том, что этот процесс принял в лагере казахских национал-патриотов какие-то непонятные формы. Значительная часть казахских национал-патриотов полагая, что язык является главным элементом этничности, стала называть тех казахов, кто не владеет своим родным языком, «шала-казахами».  

Выше мы сказали, что культура является главным несущим стержнем этничности. При этом под культурой мы подразумевали самосознание, самоощущение, что распространено в современной культурологии. Если главным критерием этничности, этнической принадлежности рассматривать язык, то тогда можно прийти к различным казусам. Например, если вы, будучи казахом, знаете в совершенстве французский язык, это не значит, что вы француз и т.д. На наш взгляд, такое понимание этничности сложилось вследствие рассмотрения этничности как некоего природного, биологического образования. Но сама теория этнологии, история появления этносов показывает, что этничность не является природным образованием.

Этнос и его проявление - этничность выступают скорее социально-биологическим образованием, где значительную роль играет момент искусственной (политической) консолидации ряда племен в один народ. Необходимым объединительным стержнем при этом выступает культура и язык. Наши оппоненты могут заявить, что язык является составным элементом культуры. Между тем язык, согласно многочисленным исследованиям, нельзя полностью отнести к культуре. Культура - это само существование человека, его мировосприятие, мироощущение, самосознание себя в мире. Приведем простой пример проявления культуры. Возьмем человека, который любит и хочет жить на природе. Вот эти его желание и любовь к природе - есть культура. Желание жить на природе человек может осуществить разными способами - построить замок в лесу, или дом, или юрту в степи. Вот как раз эти способы воплощения культуры (т.е. желания, самоощущения, мировосприятия и т.д.) в жизнь следует называть цивилизацией.

Теперь давайте, исходя из вышесказанного, установим соотношение культуры и языка. Для того, чтобы выразить наши желания, мироощущение, самопонимание (т.е. свою культуру) мы используем язык. Получается, что язык в данном случае выступает способом реализации культуры, т.е. феноменом цивилизации. Цивилизация же, как все способы воплощения в жизнь культуры, подвижна. Иначе говоря, мы можем пользоваться либо телевизором, либо радио, чтобы возместить наше желание слушать музыку. У каждого из нас разная градация предметов цивилизации, но при этом остается постоянной доминантой наше внутреннее существование - культура. Точно также соотносятся этничность и язык.

Этничность является культурным феноменом, следуя логике вышесказанного, а язык - одним из инструментов ее реализации. Получается, что не язык, а именно культура, в данном случае самосознание, является главным фундаментом этничности. Другими словами, самосознание себя казахом является главным моментом в самоидентификации себя как казаха. В этом плане не правы те национал-патриоты, которые относят в лагерь «шала-казахов» даже тех, которые ощущают, самовоспринимают себя как казахов. Короче, незнание кем-то своего языка не означает, что он не является носителем своей этничности. 

Многие так называемые «шала-казахи» на самом деле изучают родной язык, но ведь для его полноценного закрепления в памяти необходима речевая практика. Но как практиковаться «шала-казахам», если их же сородичи смеются над их акцентом и «коверканием» языка? Ведь так вырабатывается «языковой барьер», когда у человека развивается боязнь говорить на определенном языке. Кроме того, подавляющее большинство «шала-казахов» в действительности радеют о развитии и укреплении казахской государственности, культуры, казахского языка. Эта часть казахов пытается развить этническое самосознание своего народа, учитывая веления времени, достижения передовых наций мира. Таким образом, нужно прекращать делить казахов на нағыз и шала, ибо в единстве казахов заключается главная сила Казахстана.

Мнение