26.12.2019, 04:00
Platon.Asia

Наше общество застряло в прошлом

О непунктуальности казахов

Непунктуальность казахов уже давно стала предметом не только шуток, анекдотов, жесткой критики, но и разного рода сравнительных обзоров, каким является и этот наш материал. Есть понятие культурного концепта пунктуальности, как черты национального менталитета, характера. Согласно данному подходу, в каждой культуре свое понятие пунктуальности, исходя из ее ценностей и норм. Некоторые эксперты полагают, что склонность казахов к хроническим опозданиям является частью традиционной кочевой культуры, цивилизации. Наши предки-кочевники не определяли предельно точное время кочевки, следовательно, опоздания не воспринимались как нечто недопустимое. Да и сегодня в аулах идут на торжественные мероприятия только после того, как приведут скот с пастбища и подоят коров – время традиционного уклада жизни именно этим измеряется. То есть для казахской кочевой культуры время – это довольно аморфное понятие, абсолютно не соотносящееся с образом жизни в индустрильном, постиндустриальном обществах.

Казахстанский философ Айман Кодар полагает, что у казахов время находится «в бессознательном канале...потому что это не ценность». Наблюдения, информация знающих людей показывает, что опоздание в казахском обществе нередко является скрытой, открытой демонстрацией своей значимости, повышения ее «стоимости» (күттіреді). Обычно те, кто ждет, обладают более низким социальным статусом. Иногда это культурная норма по умолчанию, когда все ждут, не начинают мероприятие без самого уважаемого гостя, что понимает он сам и умышленно опаздывает. В Казахстане до сих пор слабо дифференцированная экономика, социальная ткань, в которой у людей мало занятий, в том числе для саморазвития. Поэтому времени у них много, оно размеренное, неторопливое, почти как у предков. Ведь никаких особых занятий нет, днями, ночами науку, либо какую-нибудь дополнительную специальность не изучают - не забивают себе голову всякой «ботаникой».

Жизнедеятельность однообразная, как правило, есть только одно занятие - торговать, сырье добывать, либо таксовать, на стройке работать, скотину разводить. А все остальное - ненужная лирика. Наша милитаристская культура подразумевает отсутствие снисхождения, сочувствия к другим людям, желания создавать для них приемлемые условия работы, жизни. В этой культуре человек не является главной ценностью. Образно говоря, данная культура - это постоянное нахождение «в строю», «в седле», без всяких сентиментов. Хорошие, вольготные условия - это удел «Гейропы». Во многом поэтому мы привыкли к минимальным условиям повсюду, рассматриваем их как нормальное явление, приговаривая қазақтарға болады. При этом резкое замечание на опоздание у нас обычно воспринимается хуже, чем само опоздание. Такого «критикана» считают неадекватным. Собственно, в нашем обществе зачастую считается адекватным то, что в цивилизованном мире давно рассматривается как высшая степень хамства и непорядочности. Соответственно, такого рода культура «дружит» с непунктуальностью.

В индустриальной, постиндустриальной цивилизациях время – это драгоценный ресурс, товар. В этой связи показательно, что в сегодняшнем мире относительно времени говорят, что его можно растратить, упустить и сэкономить. В целом, учитывая все аспекты, пунктуальность можно рассматривать не просто как способность соблюдать временные рамки, а уважение к людям, их времени, жизнедеятельности. Нужно понять, что мир изменился, современный уклад экономики и жизни уже требует бережного, скрупулезного отношения к времени. Хотя в некоторых цивилизациях пунктуальность всегда была сакральной частью культуры. В Японии, например, опоздания недопустимы ни при каких обстоятельствах – там время является большой, сакральной ценностью. В этой стране на встречи принято приходит не просто вовремя, а заранее, за полчаса минимум. В Японии вас будут считать опоздавшим, если вы придете на встречу даже за 10 минут до ее начала. На случай опоздания японцы обязательно предупреждают друг друга, сокращая время переговоров на время опоздания. Непунктуальных людей в Японии не просто не уважают - с такими людьми не общаются и не имеют никаких дел.

В Китае очень важные встречи планируются и оговариваются за несколько месяцев вперед. Опоздание на такие встречи воспринимаются как оскорбление. Вообще пунктуальность в Китае является символом добродетели. В этой стране на встречи приходят заранее, минимум за несколько минут. Про всем известную немецкую пунктуальность особо распространяться не будем. Скажем лишь то, что в Германии пунктуальность входит в число их культурных добродетелей. У многих немцев есть Terminkalender («карманная книжка календарь»), в которой расписаны время, темы, место всех встреч.

В Англии ожидание опоздавшего свыше 8 минут считается возмутительным. Там, к примеру, на ужин по телефону приглашают за 10 дней, а если письменно, то за 3 недели, а на официальные мероприятия - за 6 недель. В британской культуре опоздания на встречи в общественных местах просто недопустимы. В некоторых странах западной цивилизации (во Франции, Испании, Италии, Ирландии, Бразилии) опоздания в порядке вещей, но пунктуальность позиционируется как проявление вежливости.

В США опоздания на официальные встречи допустимы в пределах 5-10 минут, если вы еще предупредили об этом. В Штатах на встречи приглашают за три недели с точными указаниями их места и времени. У нас в порядке вещей, когда встреча назначается бастыком или агашкой за пару часов до нее. В США и других западных странах это считается абсолютно невежливым, даже если приглашают в гости в тот же день или за час до обеда. На Западе, во многих других культурах считается, что такие скоропалительные назначения встречи, как у нас, - это неуважение к времени других людей, подразумевающее, что у них нет своих планов и их можно пригласить в любое время. В США, как и во многих других западных странах, считается дурным тоном приходить к людям без предупреждения, так как они могут быть заняты своими неотложными делами.

Одним словом, непунктуальные люди в большинстве культур мира, особенно в деловой сфере, становятся нерукопожатными, с ними перестают иметь серьезные дела. Не случайно на Западе говорят: «Time is money» (время - деньги). В современной постиндустриальной цивилизации, экономике весь график жизни расписан не просто по часам, а по минутам, чтобы успеть сделать все дела в оговоренные с работодателями, партнерами сроки. Вот только в казахском обществе время где-то в прошлом застряло и стоит неподвижно. Так что, братья и сестры, перестаньте опаздывать, начиная с нового года, тем более это год юркой крысы и, возможно, нас ждут в 2020 году «крысиные бега», когда время будет стоить очень дорого!

 

Редакция 

 

Фото: https://passiveincomemd.com/

Мнение