22.01.2020, 03:23
Platon.Asia

Наш или не наш Аль-Фараби?

Небольшой ликбез для привыкших отрицать очевидное

Наш материал «Отпразднуем с пользой?» вызвал определенный интерес у читателей. Однако возникло мнение, что аль-Фараби (как и «Золотая Орда») имеет к Казахстану лишь косвенное отношение. Это было ожидаемо, так как в обществе иногда возникают слишком критические мнения о нашем прошлом, что является оборотной стороной того же мифотворчества. Поэтому придется кое-что рассказать о личности аль-Фараби и его отношения к Казахстану.

В первую очередь стоит отметить, что на Востоке (а мы все-таки живем на Востоке) история носит в большей степени легендарный характер, чем академический. Здесь изначально не придавалось большого значения точным датам и однозначным написаниям имен, хотя и календари существовали, и летописцы были, и науки были развиты – не зря латиняне говаривали «Ex oriente lux» («Свет идет с Востока»). Если на примере, то когда речь заходила о каких-то исторических событиях или легендах, то рассказчик мог начинать так: «Это было давно – еще во времена великого Чингисхана…».

Кстати, Чингисхана своим называют все, кому не лень, а некоторые из его потомков могут друг другу горло перегрызть в виртуальных баталиях. А вот, скажем, с наследием Шопена и его принадлежности к разным государствам и нациям, никто спорить не собирается. Да и мало ли в истории подобных примеров, тем более времена аль-Фараби настолько далеки от нас, что просто глупо перетягивать на себя одеяло с его именем или же, наоборот, отрицать что-либо.

Но в то же время нужно учитывать, что понятие «по факту рождения» имело дюжину веков назад (да и имеет сейчас) большое значение. Ведь именно сам Абу Наср ибн Мухамед подчеркивал, что он родом из города Фараба и именно по этой части длинного имени он остался во Всемирной истории – Alpharabius или аль-Фараби. Поэтому аргументы, что он «всего лишь родился здесь» - не убедительны. Тут тоже можно привести множество примеров, когда уроженцы Казахстана добиваются где-то успехов, а мы этому радуемся и чувствуем себя причастными. Если говорить о «расширенном» имени аль-Фараби, то многие не обращают внимание, что сам он добавлял к нему еще некое окончание в виде «ат-тюрки», что подчеркивает его тюркское происхождение, которое он будучи вдали от родины не уставал подчеркивать.

Его биография тоже легендарна и редко строится на точных описаниях современников. Известно, что первоначальное образование он получил на родине, а затем продолжил его в Бухаре, Шаше (Ташкенте) и Самарканде, а лишь потом поехал «повышать квалификацию» в Багдад – культурный, научный и политический центр Арабского халифата в IX-Х веков. Именно на рубеже этих столетий, по всей видимости, он уже начал проявлять себя в качестве ученого, мыслителя и, конечно же, философа, «опередившего время». Однако научную деятельность аль-Фараби продолжал совмещать с продолжением учения и самосовершенствования, в чем ему помогали богатые библиотеки, в которых в то время можно было встретить и труды античных мыслителей.

По отрывочным сведениям можно понять, что многие годы Абу Насыру приходилось заниматься физическим трудом, чтобы заработать на жизнь. Например, днем он работал садовым сторожем, а ночью занимался наукой и философией. Оно и правильно – как говорил Владимир Семенович, «по ночам больше тем». А еще он много путешествовал в рамках некоего научного туризма. Хотя его маршруты в основном ограничивались халифатом, но вполне возможно он посещал и родные края, тем более, Мавераннахр в то время тоже считался одним из центров науки. А вот более или менее достоверные данные относительно биографии аль-Фараби касаются последнего десятилетия его жизни. Примерно в 70-летнем (в 941 году от Р.Х.) возрасте он перебрался в Дамаск, хотя и там долго не засиживался, совершая паломничества и вылазки «научного туризма» по Ближнему Востоку. По некоторым сведениям именно во время одного из таких путешествий (в город Аскалан на берегу Средиземного моря) он был убит грабителями, а по другим данным – умер своей смертью в Дамаске.

Таким образом, даже его смерть, не говоря о рождении и большей части жизни, охвачена легендами. Но в то же время никто же не будет говорить, что он мифическая личность. Тем более, наиболее осязаемым доказательством жизни и творчества аль-Фараби были его многочисленные труды, написанные по большей части в Багдаде и Дамаске. Скажем банальную, но верную вещь: его трактаты – это огромный вклад в философию, музыку, математику, астрономию и ряд «естественных наук». Они еще задолго до наших дней были переведены на десятки языков мира, а сегодня сразу несколько стран претендуют на честь иметь отношение к великому мыслителю.

А завершить настоящий краткий ликбез хотелось бы словами самого аль-Фараби, которые оставим без комментариев: «Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство».

Мирас Нурмуханбетов

Читайте еще:
Мнение