Мы ждем перемен?

Мы ждем перемен?

Готово ли общество к реформам и их последствиям

Создается устойчивое ощущение, что для казахстанца, особенно обитающего в социальных сетях дни напролет, нет ничего более восхитительного, чем протесты в странах ближнего и не очень зарубежья. Каждый раз, начиная с Первой киргизской (тюльпановой революцией) и заканчивая нынешними (пока незаконченными) вдохновляющими событиями в Беларуси, наши сограждане говорят о влиянии их на общественно-политическую ситуацию в Казахстане. Так ли это на самом деле? Не обманываем ли мы себя и «родной» режим?

Наверное, нет особой надобности описывать реакцию активной части нашего интернет-населения на события в Украине и Грузии, Армении и Венгрии, в Хабаровске и теперь уже в Минске. По большому счету, все правильно и логично – можно и нужно поддерживать право других на свободу волеизъявления, которое защищается мирным, демократичным и вполне демократичным путем. Пусть поддержка эта виртуальная, а в условиях «межнациональной» пандемии, и единственно возможная. Это, как говорится, и другим приятно, и себя вдохновляет.

Однако, если вспомнить историю, то все наши возгласы и поздравления оставались только на словах. В 2005 году в Бишкеке случилась Первая киргизская революция, которая, несмотря на неразвитость соцсетей, как таковых, лишь отдавалась эхом до следующей киргизской (уже в 2010-ом). С расширением интернет-возможностей и увеличением чувства, что во Всемирной сети можно говорить (почти) что угодно, реакция казахстанцев на подобные события росла с каждым разом. Появлялись целые группы поддержки Майдана и Арабской весны, рождались знатоки по реформам Саакашвили и антикоррупционной деятельности Пашиняна, и все вместе они дружно проецировали эти события на нашу действительность.

Но не будем уподобляться разнообразным ботам и фейкам, которые троллят подобную поддержку, подчеркивая, что только на это наши диванные батыры и виртуальные оппозиционеры и способны. Лучше акцентируем внимание на то, действительно ли наше общество готово к переменам. Для этого нужно также отметить тех, кто постоянно сравнивает Казахстан с западными и почти западными странами, с их демократиями и стремлением к свободе.

Если говорить начистоту, то далеко не все готовы жить при демократии. В первую очередь, придется платить налоги, сокрытие которых является тяжким преступлением. Кстати, мы уже говорили как-то, что именно понятие добропорядочного налогоплательщика является основой для зарождения гражданского общества и требования им своих прав (вплоть до увольнения не оправдавшего доверия президента). Параллельно отпадает возможность «развести» любое правонарушение – деньгами, «звонком другу» или еще как-то. Заметьте, у нас многие ругают тех же гаишников, но если сами попадаются за банальное превышение скорости, то тут же становятся потенциальными взяткодателями и рады, что «еще дешево отделались».

Можно привести еще много примеров, когда забугорная жизнь как-то, мягко говоря, не очень связывается с нашими представлениями и желаниями. Но ограничимся уже сказанным, а также напомним современную поговорку о том, что не стоит путать турпоездку с эмиграцией. Да, судя по опросам и фактическому положению вещей, немалая часть народонаселения втайне или открыто желает покинуть Казахстан в поисках лучшей доли, начиная с соседней России (поменять шило на мыло) и заканчивая далекой Канадой. Это, печальная, конечно же, статистика, и она, кроме всего прочего, говорит не только о желании граждан свалить из этой страны, но и нежелании их в ней что-то поменять. Так же?

Таким образом мы опять возвращаемся к теме заграничных протестов. Но только, в отличие от белорусских сосисок и грузинских вин, импортировать их не так-то просто. Практически невозможно, при всем желании интернет-активистов – желания тут мало. И касается это не только диванных батыров, но и тех, кто даже пару раз на реальный митинг выходил и теперь рассказывает другим что-то вроде «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя». Оппозиционеры со стажем тоже фактически перешли в онлайн и предпочитают работать на дистанционке, если и вовсе не отошли от дел.

Не стоит в стороне оставлять и «кровавый режим бесчеловечного диктатора». Есть устойчивое мнение, что Акорда (да и «Библиотека») тоже зорко наблюдают за ситуацией в той же Беларуси, делает выводы и испытывает страх. Но это все догадки, так как власти в этом нам не отчитываются, а соответствующих вопросов им никто не задает. Естественно, они делают какие-то выводы и предпринимают определенные шаги после каждого всплеска народных протестов в вотчине того или иного коллеги по Клубу диктаторов, но эти мысли и действия далеки от того, что представляют себе виртуальные оппозиционеры. Коротко говоря, не стоит думать, что официальные и неофициальные представители нашего родного режима с дрожью в голосе звонят друг другу и говорят «А ты видел, что они с Батькой-то делают?» или срочно раскладывают золото-бриллианты по коробкам и заказывают чартер на Кипр (Мальту). Да, сейчас власть имущие и придворные олигархи с новой силой ищут запасные аэродромы, но примите на веру – причина этого далеко не в Минске и уж тем более, не в Хабаровске. Единственным происшествием последних лет, которое серьезно повлияло на планы Акорды и ее тогдашнего хозяина, была скоропостижная смерть узбекского коллеги Ислама Каримова, но это, согласитесь, действия несколько другого плана.

В общем, обобщать не собираемся, но нас опять терзают смутные сомнения, что общество в большинстве своем согласно с тем, что происходит в стране, так как не предпринимает особых усилий для того, чтобы что-то в ней изменить. Как говорится (очень банально), народ заслуживает ту власть, которую имеет, а она, в свою очередь, имеет ее. И пугать власть и подбадривать друг друга событиями в Беларуси, это, мягко говоря, наивно и уже не смешно. А вообще, ждать перемен не возбраняется. Более того, власти только поддержат такое настроение в обществе. Ведь «ждать» и «требовать» – это совершенно разные вещи, а добиваться их, это, вообще, может угодить под трактовку экстремизма согласно букве Уголовного кодекса РК.

 

Мирас Нурмуханбетов

 

Фото: с открытых источников