Хроники убитой журналистики. Часть 1

Хроники убитой журналистики. Часть 1

Как государство лишалось четвертой власти

Недавно Касым-Жомарт Токаев своим указом ввел новый для нас праздник – День работника СМИ. Многие работники пера и микрофона встретили эту новость с воодушевлением – мол, теперь в Казахстане, наконец-то, наступит новая эпоха потепления в отношении государства и независимых изданий. Но можно ли что-то построить на пепелище, особенно в условиях постоянного развития информационных технологий?

Старожилы отечественной журналистики говорят о том, конец 90-х и начало 00-х годов были золотым периодом в ее истории. У народа возникала потребность в каналах общественных коммуникаций, а потому тут и там создавались новые газеты, радиоканалы, а с развитием интернета стали появляться разнообразные сетевые издания, причем появление каждого из них анонсировалось в широких кругах, а в узких – обсуждалось активно и с интересом, анализировались возможные источники финансирования и т.д.

Многие из проектов не прожили и нескольких месяцев, но воспоминания о них остались до сих пор – то ли из-за яркого и броского названия, то ли из-за носителей информации, периодически ностальгирующих на нечастых журналистских тусовках, то ли из-за неподражаемого и интересного контента. Впрочем, в большинстве случаев подобные краткосрочные издания закрывались по вине спонсоров, которые либо отрабатывали проект и благополучно его хоронили, либо им просто надоедало играть в медиамагнатов.

В тот период было создано несколько удивительных для своего времени изданий. Одно из них – “451 градус по Фаренгейту”, выходившее в 1998-1999 годах под крылом кажегельдинской оппозиции. Несмотря на свою короткую жизнь, газета у многих людей среднего и старшего поколения оставила воспоминания на всю жизнь. В издании впервые были поднят, например, “национальный вопрос”, постоянно муссировались темы самосознания казахов, то, на чем сегодня строится идеология целых политических партий и общественных организаций. Вспоминались ценности алашординцев, много говорилось о Желтоксане.

Известный отечественный журналист Майгуль Кондыказакова в 2001 году свою дипломную работу построила на исследовании феномена газеты “451 градус по Фаренгейту”. Этот труд затем был опубликован на самом известном на тот момент интернет-ресурсе “Навигатор”, ныне Zonakz.net.

Сам “Навигатор” за более чем 20-летнюю историю своей деятельности также пережил много перипетий, но благодаря своему владельцу Юрию Мизинову не был продан или закрыт. Напротив, переориентировав свою деятельность, сайт до сих пор публикует качественный контент и стоит на ногах гораздо более уверенно, чем многие современные издания.

В 2005 году владелец сайта пережил настоящее потрясение – адрес Navigator.kz зарегистрировал на себя некто Сергей Бондарцев, личность широко известная в узких кругах. Однако, толком распорядиться свалившимся на голову сокровищем этот деятель так и не смог. Бондарцев даже создал клон настоящего “Нави”, но содержать его не смог и в итоге раскрученный и невероятно популярный для своего времени бренд был попросту выброшен в мусорное ведро.

Как не вспомнить и отличное оппозиционное издание “Эпоха”, которую в свое время возглавлял покойный мэтр отечественной журналистики Бахытжан Мукушев. Сегодня таким партиям, как у нас такие газеты, как мукушевская “Эпоха” не нужны и даже вредны. Потом не докажешь, что ты “конструктивная и лояльная” оппозиция...

В середине 00-х появился любопытный проект “Объектив”, созданный учениками известного журналиста Эрика Нуршина – Дилярам Аркин и Тамерланом Жалмиевым. Сегодня газету с подобным контентом точно затаскали бы по судам. Редакция специализировалась на жесткой критике оппозиции. Под безжалостные перья журналистов издания попадали Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев, Булат Абилов, Алихан Байменов и другие оппозиционеры. Газета просуществует всего несколько месяцев, а затем, в последующие несколько лет оппозиция по сути будет уничтожена – физически и организационно.

Примерно тогда же в холдинге с “Начнем с понедельника” появилась газета “Азамат” – уникальная для своего времени. Уникальность ее заключалась в том, что издание было задумано как деловое, экономическое, и это в то время, когда в стране несколько лет шли нешуточные политические баталии. Какими доводами нужно было убеждать спонсоров, обосновывая целесообразность создания такого издания, неизвестно, но проект также оказался недолговечным.

Неплохо пошумело в конце 00-х детище проблемного акаевского зятя Адила Тойгонбаева - Posit.kz. Воодушевленный возвращением на Родину (ставшее итогом изгнания из Кыргызстана, где Тойгонбаев до сих пор то ли в розыске, то ли персона нон грата), Адил развернул активную деятельность, пытаясь внедриться в оппозицию при помощи своего сокурсника по Бауманке Галымжана Жакиянова. С оппозицией не сложилось – Булат Абилов и прочие адекватные люди сразу поняли, что с ними за одним столом сидит тот, кто совсем недавно терроризировал и кошмарил их друзей-бизнесменов в соседней стране, а потому добились, чтобы на оппозиционных мероприятиях он не появлялся. Также не просуществовал долго и проект Posit.kz, который был закрыт по решению суда. Кажется, за признаки межнациональной розни в комментариях к материалам.

Во второй части статьи мы вспомним издания, которые закрывались не сами по себе, а целенаправленно уничтожались.

Редакция Platon.asia