03.07.2019, 03:46
Platon.Asia

История митингов в Казахстане. Часть I

Когда в массовых выступлениях есть смысл

 

Сегодня у многих сложилось весьма противоречивое и, мягко говоря, ошибочное понимание относительно митингов протеста. Поэтому результат от них, если он присутствует, тоже неоднозначный. Но ведь для чего-то люди митингуют! Если опустить желание попиариться или сотрясти воздух, то реальных результатов добились далеко не все митинги, будь они санкционированными или стихийными. Рассмотрим несколько наиболее ярких примеров, когда «толпа» могла добиться конкретных результатов.

 

История митингов в Казахстане, несмотря на свою кажущуюся скромность, весьма пестра и разнообразна. На этот раз ограничимся примерами, которые запомнились по последствиям, а не их красочности. Заранее отметим, что некоторые народные выступления несли за собой противоположные планируемым результаты.

 

Как и во многих других «национальных окраинах», протесты в Казахстане начались вместе с приходом советской власти. Ранние этапы становления, когда национально-освободительная война плавно перешла в Гражданскую, мы рассматривать не будем. С объективной исторической точки зрения это единый хронологический период, который идет вместе со становлением и развитием движения алаш-ординцев.

 

Первыми «советскими» выступлениями в Казахстане можно считать серию восстаний разного уровня конца 20-х и начала 30-х годов ХХ века. Они были вызваны насильственной коллективизацией и реализацией проекта «Малый Октябрь» Голощекина. Всего по республике, которая в те годы входила в состав РСФСР, только официально было зарегистрировано порядка сорока вооруженных восстаний, против которых применялись спецподразделения и регулярные части РККА и ГПУ, авиация, артиллерия и тяжелая техника. Главным последствиями этих восстаний, приравненных некоторыми историками к локальным внутренним войнам, был искусственный голодомор. Коренное население вместе с откочевавшими сородичами потеряло более половины своего числа.

 

В последующие десятилетия особых восстаний и больших митингов не было. Можно выделить волнения в системе ГУЛАГ, которая занимала значительную территорию в Казахстане. Это печально знаменитое Кенгирское восстание 1954 года, утопленное в крови, и менее известная забастовка заключенных в Экибастузе 1952 года, при котором «прославился» Солженицын. В обоих восстаниях принимало участие немало «местных». После них были лишь частично улучшены бытовые условия для заключенных. Зато был ужесточен режим в этих и других учреждениях.

 

Потом наступила «оттепель», а на стройках социализма все чаще стали встречаться комсомольцы и молодежь из стран соцлагеря. Однако далеко не всегда была «дружба народов». Различные условия труда и проживания для строителей коммунизма из Болгарии и советской молодежи в Темиртау спровоцировала стачку, которая быстро переросла в бунт. Он сопровождался погромами и анархией трое суток, а потом в город зашли войска. Погибло как минимум 16 человек, многие ранены, а затем еще пятеро были приговорены к высшей мере наказания. В то же время ряд советских и партийных работников, а также чинов милиции и хозяйственного аппарата были уволены и исключены из партии. Большая часть бунтовщиков вернулась на свои рабочие места, а болгары были вынуждены уехать.

 

Жестоким разгоном закончился и «Бунт таксистов» в Чимкенте. Тогда, в июне 1967 года, водители автопарков и таксопарков, а также немалая группа поддержки из местных граждан фактически смела советскую власть в городе на несколько часов. В принципе, все началось с митинга, который проходил под контролем парткома автобазы – ее работники пошли предъявлять претензии милиции, в чьих стенах при невыясненных обстоятельствах погиб молодой человек. Но диалога не получилось, вспыхнул бунт, было подожжено здание ГУВД, избиты многие сотрудники ГАИ, а затем в город были введены войска. Итог – более 1000 уголовных дел за «хулиганку», несколько засекреченных процессов, в том числе над «английским шпионом», а также увольнение практически всего руководства городской и областной милиции. На некоторые время «слава» чимкентских копов, как одних из самых коррумпированных в СССР улеглась.

 

Впрочем, в те годы подобные бунты прокатились по всему Союзу и все они жестко подавлялись. Зато в конце 70-х был зафиксирован интересный прецедент. 31 мая 1979 года Постановлением ЦК КПСС была учреждена Немецкая АО, в которую должны были войти ряд районов Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. 16 июня перед обкомом в Целинограде собралось до 5000 человек с транспарантами и лозунгами, призывающими соблюдать историческую справедливость.

 

Интересно, что на площадь пришли несколько хорошо организованных колонн с ведущими и контролерами по бокам. Большинство из них были представителями казахской молодежи, но к ним присоединились и взрослые представители других национальностей, у кого еще была жива в памяти Великая Отечественная. Собравшиеся мирно, но настойчиво потребовали от властей четкой позиции, пригрозив устроить через несколько дней «факельное шествие». 19 июня также прошел мирный митинг, но до применения силы не дошло. Более того, создалось впечатление, что Алма-Ата просто развела руками – мол, народ просит. В итоге вопрос о создании Немецкой АО был снят с повестки дня.

 

Примерно по такому же сценарии изначально планировалась мирная демонстрация в декабре 86-го...

 

Продолжение следует

 

Аман Есен, специально для Platon.asia

Читайте еще:
Мнение