15.08.2021, 10:24
Platon Asia

Деньги не есть панацея

Неблагоприятный эффект концепции прагматизма Елбасы или как современное общество Казахстана пребывает в состоянии утраты общечеловеческих ценностей ради увеличения прибыли.

Фотография с открытых источников

В современном мире крайне широкую популярность обрела идея прагматизма, особенно часто можно услышать про важность прагматического подхода в государственной политике. Это также не обошло современный Казахстан, который успешно реализует данную концепцию на практике, ввиду программной статьи Нурсултана Назарбаева: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где был сделан особый акцент на категории «Прагматизма».

Прагматизм был и по сей день продолжает оставаться одним из ведущих направлений буржуазной философии. Воплощая характерные черты буржуазной идеологии эпохи империализма. Прагматизм давно вышел за рамки чисто философского направления, став мировоззренческой основой, своеобразным "утилитарным" подходом к жизненным проблемам казахстанского обывателя. В настоящее время прагматизм, как идеологическое образование продолжает удерживать прочные позиции во внешней политике Казахстана.

Как утверждает американский исследователь С. Лофлан: «Прагматизм внешней политики США можно разделить на две составные части: первая - это молчаливое убеждение в том, что в целях деятельности не может быть сомнения, если они предписаны американскими принципами или фактами жизни. Вторая - политическая акция, таким образом, является лишь подбором подходящих средств для достижения этих целей».

Несмотря на то, что это написано было американским исследователем про США, это также идеально описывает и казахстанские реалии. Эгоцентризм, алчность, жадность, скупость и лживость – вот, что на деле признает прагматическая идея, скрываясь за завуалированными сказаниями о личности человека, как о наивысшей ценности. Ведь стоит помнить одну простую истину, по которой общество существует с самого своего зарождения – диалектика базиса и надстройки. Как нам известно, в общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая, политическая и философская надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

В общественном же сознании (в силу общественного бытия) современного Казахстана (особенно молодой прослойки казахстанского населения), в рамках рыночных отношений, разумеется, веет флаг идеалистической концепций мировоззрения, где прагматизм является одним из течений идеалистической направленности. Вследствие чего, мы теряем, казалось бы, самые фундаментальные ценности жизни: истина, добро, человеколюбие, солидарность и даже любовь, как высшее проявление человеческого чувства, в то время, как прагматизм провозглашает выгоду, пользу и успех.

В Казахстане все чаще можно наткнуться на так называемые "бизнес-тренинги" и книги "экономического просвещения" (пример: «Богатый Папа, Бедный Папа»), в них трактуются все те ценности, что преподносит нам концепция прагматизма, показывают успешного предпринимателя, отсеивающего ненужное и думающего лишь о приумножении собственной прибыли (ведь именно об успешном деле кричит прагматизм, и вот оно). Такие манипуляции создают почву: "человек человеку волк", в условиях экономического общественного бытия, в котором господствует рыночная конкуренция - так оно и есть. Однако это убивает нас, как личностей, говоря о человеческой личности, как о наивысшей ценности прагматической идеи –  есть сплошь лицемерие. Человеческая личность втаптывается в грязь и в ней развиваются все более сомнительные общественные идеалы, ибо личность человеческая появляется не из вакуума, она определяется общественным бытием. И если человеческая личность определяется бытием, то надо, стало быть, сделать бытие человеческим, чего течение прагматизма современному казахстанскому обществу отнюдь не предлагает.

В заключение можно отметить, что на сегодня, Казахстан (как и все страны с идентичной общественно-экономической формацией) массово воплощает в жизнь направление прагматизма в обществе. "Реализация" прагматизма (как и всех идеалистических концепций) проходит повсеместно и ежедневно, но отнюдь не в пользу нынешнего, а впоследствии и дальнейшего развития общечеловеческих ценностей в бытие казахстанского общества.

 

A+ Analytics     

Мнение