Быть ли верным Верному

Быть ли верным Верному

Здесь, у подножья Заилийского Алатау, люди жили всегда. Некоторые предпочитают вести счет от удобного им времени. Другие аппеллируют к более древним временам. Так из чего надо исходить, чтобы соответствовать понятию Историческая справедливость?

Прежде всего, нужно отметить, здесь люди жили всегда. Поселения позднего палеолита даже сейчас можно легко найти в пойме Большой Алматинки. Кстати, эта речка, судя по картам того времени, так называлась еще до революции. Точно так же, как и поселения эпохи бронзы, которые раскиданы по территории города (в основном, в верхней его части). Несколько лет назад археологи обнаружили недалеко от всемирно известного высокогорного катка Медео святилище сакского периода, современника Золотого человека. Что касается более позднего периода, то в средневековье здесь было сразу несколько поселений, большинство которых уничтожено современной застройкой.

В любом случае для археологов и краеведов было неоспоримым фактом то, что здесь люди жили всегда, а закладка в 1854 году (для археологов это почти современность) русской крепости явилась лишь одним из этапов в истории нынешнего мегаполиса. Например, никто ведь не скажет, что Алма-Ата стала считаться городом лишь после того, как здесь построили здание выше четырех этажей или установили первый светофор.

Необходимо сразу оговориться: установление дат возникновения больших городов почти всегда носило политический оттенок, даже тогда, когда он вообще не предполагался. В истории с южной столицей это тоже имеет место. Согласно существующему устойчивому мнению, официально установить дату рождения Алматы нужно было для предотвращения информационно-политических атак со стороны северного соседа, который не устает заявлять: мол, если бы они, колонизаторы, не основали Верный, то никакого города бы не было. Аргумент, конечно, весомый, особенно для плебеев, ничего не смыслящих во всемирной истории городов, преемственности культур и принципах военно-стратегической колонизации.

По сути, ничего предосудительного в том, что ученые стремятся углубить историю, нет. Но здесь главное - опираться только на факты и артефакты. В таких случаях у них может возникнуть ­нежелательный союз с политиками, а это, в свою очередь, может навредить и науке, и политике. Здесь хотелось бы привести пример с 1000-летием Казани. Возраст вполне доказуем научными исследованиями, но для объективности были приглашены не только российские специалисты, но и их иностранные коллеги, причем последних было больше. Кстати, наши памятники археологии достаточно хорошо известны зарубежным ученым, и многие из них принимали непосредственное участие в раскопках.

Итак, средневековых поселений на территории современного Алматы было несколько. Они тоже подверглись вольному или невольному погребению под нынешними микрорайонами, дворцами и торговыми домами. Особенно много их было в предгорьях и вдоль алматинских речек. Наиболее значительные города-поселения были там, где сейчас Академия КНБ, поселок "Заря Востока", Ботанический сад, "Ремизовка" и т.д. Там и сегодня люди находят керамику, монеты, зернотерки, наконечники стрел и другие свидетельства постоянного проживания людей. Кроме того, есть многочисленные письменные источники - арабские, иранские, европейские и китайские, которые не только говорят в пользу существования здесь развитой городской инфраструктуры, но и содержат упоминания конкретных названий (в разной тран­скрипции): Алмалык, Алмату, Алматы.

Одним из убедительных доказательств этого являются серебряные монеты (дирхемы) "алматинского монетного двора", датируемые концом XIII века (эпоха Золотой орды и Тамерлана). Наиболее ранние из них (две монеты), отчеканенные в 1271-72 годах, были найдены на территории погранучилища (здесь, как утверждают археологи, и был Алмату-Алматы) в 1979 году.

Однако не стоит связывать дату основания города со временем начала чеканки собственных денег - в мире существует множество больших городов с глубокой историей, где монетные дворы появились (если появились) уже в позднем средневековье. Примером может служить нынешняя столица России. Первая москов­ская монета появилась только в 1381 году (то есть на 110 лет позже алматинской) - почти через два с половиной века после официального дня рождения Первопрестольной. Причем право чеканить собственную монету московитянам дал хан Тохтамыш, о чем гласит надпись арабской вязью на обратной стороне московской серебряной теньги (подражание золотоординскому дирхему) с упоминанием его имени.

Если же говорить о российских источниках, то в середине позапрошлого века "колонизаторы" упорно называли это место "Алматы", говоря о том, что Верный был заложен на месте старинного казахского города. Да и кирпичи для русско-казачьей крепости, по свидетельствам очевидцев, брали из разрушенных стен какого-то большого города, находившегося неподалеку.

Однако все эти и многие другие доказательства 1000-летия Алматы почему-то не воспринимаются многими, в том числе и самими нынешними горожанами. Доходит до ­откровенных издевательств и неуместных шуток (не только в соцсетях, что вполне можно объяснить необразованностью пользователей, но и во вполне респектабельных СМИ)

 

 

Мирас Нурмуханбетов

 

Фото: http://www.orangesmile.com/travelguide/