23.08.2019, 04:13
Platon.Asia

Байкеры из склепа

Российские байкеры восстанавливают историческую несправедливость в Казахстане — прямиком из СССР

Проходная новость с «Е-бургского» портала об инициативе местных байкеров всколыхнула казахстанский сегмент соцсетей. Оно и понятно – уральские патриоты решили проехаться по девяти нашим городам, чтобы «восстановить историческую справедливость». Этот марш-бросок заставил задуматься, что же такое эта «историческая справедливость» и почему периодически возникает истерия вокруг истории?

Вообще, восстановлением исторической справедливости должны заниматься историки. Это так же, как врачебную ошибку могут исправить только врачи, а неправильно подключенную канализацию лучше доверить исправлять профессиональным сантехникам. Хотя бы для того, чтобы ее содержимое по квартире или офисным коридорам не разлилось. Но тут вдруг специалистами оказались какие-то байкеры с Урала. Кстати, почему-то их патриотизм не относится к их транспорту – могли бы хоть «для картинки» на отечественных мотоциклах проехаться, которые так и называются – «Урал». Но это так, к слову.

Другой вопрос – что именно им не понравилось и что конкретно они собрались у нас восстанавливать. В сообщениях что-то мелькало о сносимых памятниках, но ничего конкретного не было. Еще говорилось об «общей истории» и других штампах постсоветской пропаганды, но с неприкрытым акцентом «старшего брата» – мол, вы вместе с нами победу одержали, а теперь, будьте добры, не отходите от генеральной линии, выработанной еще в хрущевско-брежневскую эпоху. Вообще, Вторая мировая и, как ее составная часть, Великая отечественная – это отдельная тема для разговора, о которой поговорим как-нибудь в другой раз. А пока необходимо отметить, что эта тема широкомасштабно используется нынешними кремлевскими и околокремлевскими идеологами – начиная с георгиевских ленточек и «бессмертных полков» и заканчивая «победобесием» и желанием повторить. При этом те, кто пытается быть более трезвым, сразу приравнивается к фашистам, а сами «победители», призывая помнить об одном, с тем же энтузиазмом убеждают забыть о другом – о голодоморе, например.

Кстати, в начале года МИД РФ тоже про историческую справедливость заикнулось, когда в Казахстане громче, чем они хотели бы, стали говорить об Ашаршылыке. Немного припозднились, если честно, не успев провести информационную обработку казахстанцев через свои СМИ, которые чувствуют себя в Казахстане, как дома. По этому направлению у российской стороны был хороший опыт с Украиной. Когда официальный Киев стал поднимать вопрос о геноциде, в России вдруг тоже озаботились этой темой. Главными действующими лицами в этом стали «историки» с Лубянки, проводившие «исследования» с заранее готовым выводом – никакого умышленного голода не было. По этим же лекалам уже стали действовать в казахстанском направлении.

Но надо отдать должное украинцам – они еще во времена соцреализма стали поднимать тему Голодомора, в связи с чем было проведено настоящее расследование с фактами, свидетелями и так далее. Мы оказались менее расторопными, в том числе и потому, что многие не готовы к осознанию необходимости проведения декоммунизации и деколонизации. И не только в этом вопросе. Так, три года назад был очень удобный повод для этого – 100-летие национально-освободительной войны казахов и киргизов. Но наши власти и ученые ограничились лишь несколькими семинарами и дюжиной тоев в регионах. Во всяком случае, мероприятия были лишь локального значения и не вышли за рамки дежурных статей в местной прессе.

Зато россияне подготовились лучше. Были изданы две книги, проведены три больших научно-практических конференций (в Москве, Алматы и Бишкеке) с привлечением российских и казахстанских ученых. Выводы мало чем отличались от того, что было в советских учебниках. То есть, это были превентивные действия, после которых любые заявления казахских национал-патриотов или более объективных ученых приравнивалось бы к «искажению истории». Впрочем, ничего особого мы от наших так и не услышали.

Нынешний визит уральских мотоциклистов, вооруженных девизами из славного прошлого, тоже в какой-то пере превентивный удар. А заодно – и провокация, в виде «разведки боем». Кроме этого, мотопробег «Единая история» лишний повод напомнить об этом прошлом, в котором кто-то там «сплотила навеки», но потом что-то пошло не так и появилась «истерическая несправедливость». Обидно стало некоторым. Там еще есть много факторов, в том числе стремление сохранить диктаторский режим и авторитарный строй (или наоборот), но это все лишнее и может не поместиться под мотоциклетный шлем.

Другое дело, как относятся к этому казахстанские власти. На сайтах акиматов городов, через которые уже успели проехать «Черные ножи», мы никакой информации не нашли. В Костанае с ними встретились наши коммунисты, что было вполне логично. А вот по весточкам самих байкеров, в столице их все же встречал представитель местного акимата. И «Петруха» (наш нур-байкер Дмитрий Петрухин) тоже там был. Однако о том, как и где обсуждалась историческая несправедливость, что именно в ней осуждалось, никаких сообщений нет. Поэтому не понятно, чему наш иностранные байкеры учить вздумали?

Между прочим, если кто-то не в курсе, вообще байкеры считаются некими неформалами, которые далеки от политики и властей. Можно приветствовать и уважать их стремление чтить Историю, но прежде нужно ее изучить. Например, в столице можно было бы посетить мемориал жертвам голодомора или проехаться в «Алжир» – ведь это тоже кровавая частица «Единой истории». И лучше это делать в качестве гостей, а не «вежливых человечков» на мотоциклах, которые вслед за кремлевскими идеологами тоже стали страдать истерией по поводу нашей национальной истории.

Ну, а если кто-то забыл, то во время Второй мировой войны казахов погибло, как минимум, в 20 (двадцать) раз меньше, чем за десятилетие до этого – во время «Малого Октября» Голощекина.

Мирас Нурмуханбетов, специально для Platon.asia

Читайте еще:
Мнение