26.12.2020, 03:47
Аналитический отдел Platon.asia

Адаптация студентов из села в городе

Социальные и культурные барьеры

Фотография с открытых источников

Процесс адаптации студентов из сёл, малых городов в крупных городах Казахстана затруднен рядом проблем. Наиболее значительными препятствиями в адаптации «сельских» студентов выступают культурно-цивилизационные факторы, в том числе сегрегация. Горожане редко включают в свои неформальные движения студентов-сельчан, рассматривая их как «недостойных» этого из-за их якобы «невежества». В крупных городах непонятны многие «причуды» «сельских» студентов – носителей традиционной казахской культуры. 

В этом свете не случайно студенты, горожане в первом поколении, более тесно общаются со студентами-сельчанами. Также примечательно, что горожане, получившие образование в средних школах на казахском языке, практически не имеют культурно-цивилизационных барьеров при общении со студентами, выходцами из села. Хотя, если следовать исследованиям С. Кордонского, в Казахстане нет городов и городской культуры – вместо городов есть только слободы. Архаизация, средневековое сословное расслоение покрыли всю нашу страну.

Соответственно, «золотая» молодежь, дети относительно обеспеченных родителей в крупных городах, в частности в Алматы, не включают в свой узкий «доверенный» круг ровесников из села, тем более если они из бедных семей. Сельскую молодежь в таких «городских» кругах обычно ценят временно за что-то, когда они нужны, обладая чем-либо, особенно какими-либо навыками. Да, «блатная» городская молодежь иногда заверяет молодых сельчан в своей «дружбе». Но все это в конечном итоге – нечто вроде временной работы на плантации у богатого фазендейро. Собственно, во всей нашей культуре сложились такие отношения к людям. Сейчас у нас человек – не цель, - а средство, как какая-нибудь вещь.

Сегодняшняя молодежь сформировалась в среде, в которой жизненные направления и ориентиры задают ценности, нормы одновременно «советских» и «назарбаевских» социальных, политических институтов. Следовательно, наиболее сильное моральное разложение наблюдается именно в среде молодежи, когда их действия определяются в основном жестким прагматизмом, статусными «игрищами-понтами». Собственно, в современном казахстанском социуме нет морали – их место заняли полукриминальные, агашкинские нормы и правила игры. И среди молодежи наибольший доступ к этим «игрищам», «ценностям» получила «золотая молодежь», связанная с правящей элитой родственными и иными связями. Поэтому неудивительно, что адаптация студентов из села в городе зачастую затрудняется социально-экономическими сегрегационными, стигматизационными барьерами. Горожане нередко относятся к студентам-сельчанам с низким социально-экономическим статусом, как к своего рода «люмпенам». В этом плане показательно, что сельские студенты из очень обеспеченных семей, как правило, быстрее вовлекаются в городские тусовки.

Объективным препятствием в адаптации сельчан-студентов к «городской» жизни выступают жилищные проблемы (в общежитиях порой очень сложно получить место). Помимо этого, слабая обеспеченность учебниками, книгами на казахском языке в учебном процессе ВУЗов тоже препятствует росту общей образованности студентов-сельчан. Но, в целом, многие студенты-сельчане уже на старших курсах активно адаптируются к городской жизни. Более того, «сельские» студенты в последнее время оказывают существенное влияние на общую «городскую» культуру, внося в нее позитивные традиционные казахские ценности. И это, по-видимому, обусловлено природной восприимчивостью казахов к инновациям.

Тем не менее, социальное положение «сельских» студентов тянет их «вниз» по социальной лестнице. Как известно, в современной науке уже доказано, что бедняки уже с рождения ограничены в возможностях, и очень редко кто из них добивается больших социальных высот. К примеру, десятки тысяч приезжих студентов в Алматы не обеспечены общежитиями. В конце концов, они вынуждены арендовать квартиры, места в хостелах и других уголках. А для того, чтобы оплачивать свое проживание там, многие студенты занимаются подработками, что незамедлительно сказывается на уровне образования, а также и социальной адаптации студентов. Среди всего прочего состояние общежитий в большинстве ВУЗов города оставляет желать лучшего. Зачастую в общежитиях отсутствуют элементарные удобства. Во многих общежитиях наблюдается еще высокий уровень преступности, наличие так называемой «дедовщины».

При этом, как правило, в наиболее бедственном положении находятся студенты-сельчане. И это обусловлено низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы на селе. То есть многие родители, родственники не могут оказывать материальную помощь студентам-сельчанам. Низкие стипендии не могут покрыть все расходы студентов. В итоге наиболее высокий уровень преступности наблюдается именно среди студентов-сельчан. Вдобавок ко всему большинство предприятий крупных городов неохотно берут на хорошие подработки студентов из-за низкой их квалификации и невозможности работать весь день. Так, студентам приходится работать в ущерб учебе. К тому же нужно уметь самому за собой ухаживать: готовить еду, стирать одежду, делать уборку жилья, покупать доступные продукты и одежду, планировать свой бюджет. Городские студенты, разумеется, находятся в более выигрышном положении, по крайней мере, еду себе они могут не готовить – мама накормит. 

Все социальные проблемы приезжих студентов в крупных городах усугубляются атмосферой «войны всех против всех», дегуманизации нашего общества. Приведем в этой связи один показательный случай. Автор этих строк во время учебы в университете получил серьезную травму головы (ушиб мозга 2 степени). Произошло это в самом начале очередного учебного года. Поэтому, чтобы не отстать от учебы, ему пришлось «выписаться» из больницы на две недели раньше срока. В результате некоторое время пришлось учиться с головокружениями, когда в глазах двоилось, и чтобы читать книги, записывать лекции, приходилось поочередно закрывать один глаз. А чтобы на что-то жить, приходилось подрабатывать грузчиком на погрузках-разгрузках 40-тонных фур на аптечном складе. Спать удавалось лишь по 2-3 часа в сутки, и то, если получалось заснуть в шумной студенческой общаге. Тяжелое было испытание – через не могу. Тогда никто в университете, на факультете не побеспокоился насчет моих проблем, не оказал какую-нибудь помощь. Уверен, что до сих пор наши студенты предоставлены сами себе, сами выживают, как могут, а со стороны их вузов, даже во времена сложных ситуаций, нет никакой поддержки.

Ведь в Казахстане, в частности, отбор претендентов на разные программы, проекты в сфере образования и науки проводится либо с «естественным отбором», либо за счет протекций, когда только выходцы из элитных сословий становятся победителями рекрутинга. Причем этот «естественный отбор» обычно проводится максимально жестко, когда, в любом случае, имеют преимущества дети из обеспеченных семей, поскольку имеют возможность хорошо готовиться к конкурсам (нанимать репетиторов, хорошо питаться, отдыхать и прочее). Всем нам это знакомо, потому что такие распорядки заведены у нас везде. По всей видимости, наша элита, наши власти считают, что только за счет «естественного отбора», как в животном мире, можно воспитать суперталантливую, творческую молодежь…