Революция 1917: вспомнить и помолиться

Революция 1917: вспомнить и помолиться

Годовщина величайшей катастрофы

Сегодня 102-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Именно таким было полное официальное название этого события в СССР. Эта революция поистине является одним из самых крупнейших политических событий в истории человечества. Октябрьская революция 1917 года способствовала кардинальному изменению всего хода мировой истории, политической карты мира. Наиболее серьезный отпечаток большевистская революция оставила на народах, проживавших на территории российской империи, а затем и СССР.

Одной из главных причин октябрьской революции 1917 года стала веками копившаяся злоба крестьян, рабочих на дворян, буржуазию, порой обращавшихся с ними, как с людьми второго сорта. Одно только крепостное право – яркое свидетельство тому. Некоторые дворяне издевались над крепостными, как душе было угодно. Крепостных запросто меняли на мебель, картины, музыкальные инструменты, породистых собак, скакунов, которые ценились гораздо больше. Как писал Б.Ю. Тарасов: «Владельцы продавали крепостных крестьян точно так же, как любое другое имущество, давая объявления об этом в газетах или приводя свой живой товар на рынки». Не случайно в преддверии революции многие рядовые в Кронштадте обрадовались, когда «сняли со всех погоны и всякие знаки различия, отменили "козыряние", унижавшее сознание солдат и матросов». Ряд историков сообщают, что у многих крестьян, рабочих в годы советской власти был «громадный энтузиазм…порожденный стремлением осуществить вековую мечту о социальной справедливости».

Вековое социальное недовольство рабочих, солдат, матросов подстегивалось сложной социально-экономической ситуацией в стране и в Петрограде. В 1916 году на нужды войны было выделено 25 млрд. рублей, треть которых покрылась дополнительной эмиссией бумажных денег, что привело к существенной инфляции. Нехватка вагонов привела к перебоям поставок продовольствия в города и на фронт. Так, в конце 1916 года армия получала 61% продовольствия от нормы, а в феврале 1917-го итого меньше – 42%. В конце 1916 года из-за ряда причин в Петрограде впервые появился дефицит дешевого хлеба, который могли покупать рабочие и беднота. Иными словами, социальная напряженность витала в воздухе Петрограда.

По мнению М. Горького, успех октябрьской революции во многом был обусловлен обращением к самым низменным человеческим инстинктам. Они тогда словно выхлестнулись наружу. Эти инстинкты направлялись, например, такими лозунгами того времени: «Кто был никем - тот станет всем» и «Грабь награбленное». Вчерашние люмпены почувствовали себя «хозяевами жизни», занимаясь экспроприацией «награбленного» у дворян, буржуев, при этом периодически насилуя и убивая их. В свое время эксперименты С. Милгрэма и Ф. Зимбардо показали, что большинство людей, ради исполнения своих обязанностей и с подачи авторитетов, готовы на безграничное причинение страданий другим людям. Октябрьская революция дала старт началу изничтожения элитарности культуры, социальной ткани общества, отголоски чего проявляются и поныне.

Видимо, для легализации начавшихся «зачисток», в конце декабря 1917 года Ленин написал статью «Как организовать соревнование». В этой статье вождь мирового пролетариата призывал провести «очистки земли российской от всяких вредных насекомых», включая «клопов - богатых». Одним «насекомым» он уготовил тюрьму, другим - мыть сортиры. А третьих (после карцера) он предлагал сделать изгоями, выдав им опознавательные «желтые билеты», четвертых – «расстреливать через десяток». Тех, кто отличится в этой соревновательной чистке, он выдвигал на карьерный рост. У Ленина был принцип: «Если враг не сдается, его уничтожают». Который он затем дополнил: «Если сдается − его тоже уничтожают». Один из руководителей ВЧК М. Лацис информировал: «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс, в этом сущность красного террора». Некоторые исследователи поэтому называют красный террор стратоцидом, то есть уничтожением и преследованием определенных страт, слоев общества (дворянство, интеллигенция, духовенство, кулачество, купечество, и т.д.).

Другим документом, легитимизировавшим насилие большевиков, стал изданный в начале сентября 1918 года декрет Совета народных комиссаров о красном терроре, где, помимо наставлений о массовых расстрелах, указывалось: «Обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». В течение пяти лет, после указа Ленина в июле 1918 года, в стране создали 355 концентрационных лагерей, в которых содержалось 68 тысяч человек.

Наиболее ожесточенный характер репрессии приняли в 1930-е годы, когда были проведены «три крупные репрессивные кампании» против кулаков, подкулачников, служителей религиозного культа, мелких торговцев, «нэпманов», «царских» спецов, «вражеских» партийных, государственных, военных кадров, руководителей промышленности, научных работников, профессоров вузов и т. д. При этом многие стали «жертвами «сведения личных счетов»» и т.п. Широко зачищались и рабочие, крестьяне и служащие «за нарушения трудовой дисциплины, выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции» и др. В целом, в период «с 1917 по 1990 г. на территории бывшего СССР по обвинению в государственных преступлениях осуждено 3 млн 853 тыс. 900 чел. Из них 827 тыс. 995 чел. приговорены к расстрелу».

Одних только служителей религиозного культа «по неполным данным за первые годы советской власти было уничтожено 360 тысяч» человек. В архивах МВД России есть «почти 14 млн дел, связанных с политическими репрессиями, депортациями и конфискацией имущества спецпереселенцев, за годы советской власти было репрессировано около 10 млн чел».

Элита большевиков была разнородна в плане образованности и культурного развития. В рядах большевиков, наряду с очень образованными людьми, были и «недоучившиеся студенты», «которые несли с собой люмпенский дух и нетерпимость к чужим взглядам». Красный террор сопровождался широким распространением классовой подозрительности и антиинтеллигентских настроений. В те времена часто можно было услышать, что нужно не доверять образованным людям, бдительно относиться к квалифицированным специалистам, «которые рассматривались как антинародная сила». Признавались только ученые и специалисты, выходцы из рабочих. При этом от них требовалось, «чтобы параллельно он продолжал в течение всей жизни заниматься физическим трудом (например, был слесарем в железнодорожных мастерских)». Началась массовая эмиграция научной и культурной интеллигенции за рубеж.

Руководство большевиков в ответ начало смягчать «антибуржуазную» политику, привлекая спецов, ученых служить новой власти. Напомним, что в годы гражданской войны на стороне РККА воевала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. В качестве ключевого мотива оставшихся можно привести слова физика Я.И. Френкеля: «Теперь поздно бороться с большевиками; им следует помогать, чтобы уменьшить отрицательные результаты их политики и увеличить положительные». Впрочем, с не технической интеллигенцией поступали по-прежнему – расстрел Н. Гумилева показатель этому. А осенью 1922 года из страны, на «философских пароходах», были высланы 200 ученых-«гуманитариев», философов, историков, литераторов, предварительно лишенных гражданства. В те годы интеллигенты, не прошедшие идеологический критерий, могли быть уничтожены тотчас же, без суда и следствия – из «нагана пролетариата».

Эти годы стали началом нивелирования всего населения страны, когда рабоче-крестьянская коммунистическая простота стала идеологическим критерием, что подкреплялось катастрофическим снижением качества среднего и высшего образования. Да и как могло быть иначе, если «преподаватели и профессора, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись». Причем на их место «нередко выбирались или назначались лица, фанатично преданные Советской власти, но не имевшие высшего образования». Как писал М. Горький в «Несвоевременных мыслях», «в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, растаскивалось, расхищалось и уничтожалось». Собственно, одной из главных стратегических целей большевиков было создание нового, одномерного советского человека тоталитарного общества. Сегодняшние претензии нашей «элиты» на великосветскость (снобизм), с обязательным «надеванием фраков» и сегрегацией «черных», напоминают времена красного стратоцида. К сожалению, многие люди в нашей стране так и не усвоили жестокие уроки истории…В прошлом мы отмечали день революции, перечисляя ее достижения в виде появления мощной империи, промышленности и прочего. Теперь, думается, пришло время вспомнить и помолиться о погибших ради всего этого!

 

 

Аналитический отдел Platon.asia

 

Фото: https://www.locman.net/